Как выучить словарные слова легко и с удовольствием

Как выучить словарные слова легко и с удовольствием?

Мы начинаем серию писем, посвященных русскому языку, грамотности, красивому почерку, обучению детей русскому языку.

И сегодня мы поговорим о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова. Их, как и таблицу умножения надо выучить.

Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.

И редкий учитель учит с детьми словарные слова в классе. Обычно, «сложное» и «трудное» детям дается на самостоятельное запоминание, или запоминание с родителями.

Представляем вашему вниманию маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов

Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов

Классические способы запоминания словарных слов

1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова — воспользоваться словарем) и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.

3. Орфографическая работа над словом:
— постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
— звукобуквенный анализ слова,
— деление слова на слоги и для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
— подбор однокоренных слов,
— составление словосочетания, предложения с этим словом,
— подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.

6. Письмо по памяти

Методики запоминания слов с помощью техник эффективного обучения

7. К словарному слову, которое нужно запомнить, добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква очень хорошо слышится.

Например, слово МОЛОКО. Нужно запомнить О.

Придумываем ассоциации: молоко из лОжки пьет лОшадь

Представляем с ребенком эту картину, акцентируем внимание на том, что лОжка и лОшадь подсказывают нам нужную букву

8. Записать слово с закрытыми глазами.

После того, как ребенок прочитает слово, он записывает его на листах бумаги с завязанными глазами, при этом лучше использовать фломастеры или яркие ручки.

Когда слово написано, его надо рассмотреть.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

9. Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на треугольник, О — на круг, Е — на прямоугольник.

А дальше, в нужное слово добавлять фигуры или рисовать с помощью них.

Можно представить треугольную тарелку, на которой лежат «странные», прямоулольные и треугольные апельсины

10. Способ мнемотехнический

Когда нужно запомнить букву в словарном слове, можно использовать яркие алфавитные образы, добавляя их в слово и связывая в яркую ассоциацию

Вспомните, А-автобус, Б-барабан и т.д.

Например, нам нужно запомнить как правильно писать АПЕЛЬСИН

Представляем себе Автобус (А) полный АпЕльсинов, который застрял или висит на Ели (Е)

11. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Читать еще:  Какое оборудование ставить на Т49 в World of tanks. Какое оборудование ставить на Т49 в World of tanks Оборудование и снаряжение

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

Уже в этот четверг состоится бесплатный семинар, на котором мы отработаем эти и другие мощные техники запоминания словарных слов.

  • Как быть, когда слов много, а скоро диктант?
  • Как быстро убрать ошибки в словарных словах перед экзаменом (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)
  • Что нужно делать, чтобы запоминить удвоенные согласные, или что делать, когда орфограмм в слове несколько?
  • Какие еще есть эффективные методы запоминания слов?
  • Как быстро научиться писать грамотно?

Ведь в век интернет-общения первое впечатление о человеке создается именно по тому, как грамотно он пишет.

Мы разберем лучшие стратегии усилить грамотность на тренинге — Как легко запомнить словарные слова?

На практике отработаем правописание топ 50 самых сложных слов русского языка

А участники Премиум версии так же получат раздаточные материалы- Списки словарных слов по классам в удобной для отработки технологии форме

В апреле мы проведем еще 7 похожих программ, 3 бесплатных и 4 платных

Подробное расписание, а так же специальная акция на апрель в нашей группе — https://vk.com/rkirilina?w=wall-84297351_4208

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Приёмы для запоминания словарных слов

1. Ребенок должен понимать лексическое значение запоминаемого слова. Убедитесь в этом.

2. Орфографическая работа над словом:

  • постановка ударения,
  • выделение зеленым цветом трудной буквы,
  • звукобуквенный анализ слова,
  • деление слова на слоги и для переноса.

3. Письменное заучивание правописания данного слова:

  • правописание словарного слова под диктовку;
  • подбор однокоренных слов;
  • составление словосочетаний с этим словом;
  • придумывание предложений с этим словом;
  • подбор синонимов, антонимов, загадок, поговорок с данным словом.

4. Составление рассказа из группы словарных слов.

5. Использование метода ассоциаций.

Один из самых действенных методов запоминания словарных слов. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Удачно подобранное слово-ассоциация становится проверочным для трудного и непроверяемого ранее словарного слова.

Какой ассоциативный образ будет эффективным?

  1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Например, ассоциативная связь может быть по:

  • цвету;
  • месту расположения;
  • форме;
  • звучанию;
  • действию;
  • вкусу;
  • материалу;
  • назначению;
  • количеству и т.д.

2. Ассоциативный образ или слово должны иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является опасной в словарном слове.

Пример со словами-запоминалками:

  • лИмон – кИслый, Апельсин – слАдкий, рЕбята — дЕти
  • гАзета — бумАга, кАрман — дырА, кОнцерт — нОта, хОр
  • зАвод — трубА, кОрабль — вОлны, инЕй — бЕлый
  • кАпуста — зАяц, кАрандаш — грАнь, бумАга, сОбака — хвОст

Пример с рисунками:

  • в слове горох на месте запоминаемой буквы можно нарисовать горошину, похожую на букву «О», а при написании слова «яблОкО», на месте букв «О», изобразить круглые яблочки, в слове «Обед» заменить букву «О» тарелкой.

Ребенок лучше запомнит словарное слово, если придумает связку-ассоциацию самостоятельно!

Если не получается, то можно воспользоваться готовыми рисунками, но нежелательно.

6. Для лучшего запоминания можно придумывать различные задания.

Например, можно не просто писать слова под диктовку, а распредедять слова на группы. Распределение может быть:

  • по родам;
  • по числам;
  • по склонениям;
  • по частям речи;
  • с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
  • одушевленные или неодушевленные предметы;
  • с непроверяемой безударной гласной ;
  • удвоенной согласной и т.д.

7. Способ написания слов с закрытыми глазами.

Ребенку дается следующая инструкция (все выполнять с закрытыми глазами.)

  • Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
  • Назови его по буквам.
  • Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
  • Прочти медленно, как будешь писать.
  • Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

Читать еще:  Рожденный в год козы под знаком водолея. Характеристика мужчины Водолея - Козы (Овцы) от А до Я! Характеристика мужчины Водолей – Коза

8. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

9. Игра «Найди слова»

В каждой строчке спрятались два словарных слова. Найди их и подчеркни цветным карандашом.

М И С А П О Г И М И Р У С С К И Й Т О Г
Т О Л С О Р О К А Н А В Я Г О Д А Н А Т
Ю Д Ф Л Д У Ч Е Б Н И К А М Е С Я Ц Ж
Т О М Е Д В Е Д И Ц А К А Я З Ы К А Т А

П Е Н Т О К Л А С С О К О М О Л О К О Т Б
Т Ь Л И С И Ц А П Л Е Н О П Е Т У Х А Т А
В Ы Р А Т Ь Л П О С У Д А Э Х Т М О Р О З
Н И К О Р А Б О Ч И Й К О Р Е Л О П А Т А

Ю Т Р А Д Е Р Е В Н Я Б Л О З А Я Ц К А М В
Ы В К А П У С Т А М А З А В О Д Н Ы Ф У З
М И Н О Л Р Л О П А Т А И В А П Е Н А Л Б
К А Р А Н Д А Ш Н И К О Р О М Я З Ы К О Т

И Т О Н Г Д Е Ж У Р Н Ы Й Ю С У Б Б О Т А
В Ы К М Е Д В Е Д Ь Д О Л К О Р О В А Т А
О Д Е Ж Д А И Т И П А Р А П А Л Ь Т О Н Ы
З А М О Р О З К О Н Ь К И И Т В А Р О П Т Э

К О М Е С Я Ц Т И Н К Е Г Я З Ы К И Т Б Ю Ж
У Л Т Я Г О Д А М А Т Р У Ч Е Н И К Ы Ф П Б
М О Х О Р О Ш И Й Ф Ы В А К Л А С С Ь Т И
У В Ы С А О Р Е Б Я Т А К У Е Н М О Л О К О

10. Игра «Анаграммы»

Составь из перемешанных букв словарное слово. Даоее можно предложить ребенку составить и записать предложение с разгаданным словарным словом. Или же выполнить любое другое задание из предложенных выше.

д ь т е р а т
б й е в о о р
а т б у б с о
я ц з а
к о о р а с

а в о о р н
к у ч е и н
о к а б с о
а ч к е д о в
и щ р т а о в

Читать еще:  Как проявляется заболевание кишечника. Заболевания кишечника – симптомы, признаки, диагностика, методы лечения и профилактики. Виды заболеваний тонкой кишки

а б к а с о
з а б р е ё
р г у д в
о с е л е в
ь л у и ч т е

о д о г р
ш х й р о о и
а р е т я б
я ц м с е
к у б ч е и н

к з ы я
и с г а п о
м з р о о
л е а п н
р е т е в

о ы т б с р
р г у в д
о с о р к
г д я о а
а т а о л п

11. Выполнение тренировочных упражнений

Различные упражнения, которые помогут ребенку выучить правильное написание словарных слов и подготовиться у словарному диктанту или любой другой работе по русскому языку.

С уважением, Ольга Наумова

А если слова никак не запоминаются?

Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними посерьезнее, используя различные мнемотехники.

Разрезанное слово

Напишите крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрежьте полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешайте их и сложите слово. Получается? Теперь разрежьте по буквам и опять сложите.

«Всё наоборот»

Напишите слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.

Ребенку помладше можно предложить слово, в котором переставлены буквы. Например, «мроковь», «мкоровь», «моовькр» и т.д. Первую букву желательно не переставлять.

«Беглые гласные»

Все гласные из слов куда-то убежали! Необходимо их восстановить. Ученик получает карточку либо такого вида: «м_рк_вь, к_п_ст_», либо такого: «мрквь, кпст». Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».

Картинки-ассоциации

Если кто-то из вас — вы или ребенок — хорошо рисует, то этот вариант для вас. Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п.

Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется, а затем устроить вернисаж пор всей квартире, особенно там, где ребенок проводит больше времени.

Ассоциации и созвучия

Это такой творческий метод для запоминания слов. Конечно, он не всем нравится и подходит, а с самого начала дети, может быть, не примут игры и не захотят придумывать ассоциации. Стоит предложить им эту игру еще раз с другими словами, попроще. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз, для примера.

Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучанию и соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописание слова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:

Приготовим вИнЕгреТ,

Он не жарен И нЕ греТ.

Суть ассоциации в том, чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее «опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста — зАяц».

Учить словарные слова — не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески, даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станет высокая грамотность!

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector