Проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе

Проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе

Рубрика: Общие вопросы

Дата публикации: 28.02.2016

Статья просмотрена: 742 раза

Библиографическое описание:

Барабанова, М. С. Проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе / М. С. Барабанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/741/ (дата обращения: 25.12.2021).

Проблема психологической готовности ребёнка к обучению в школе, на мой взгляд, очень актуальна в наше время. Ребёнок растёт, и по мере этого родители начинают задумываться о его поступлении в школу. Раньше для поступления в школу достаточно было простого знакомства с учителем. Современные «подготовишки» испытывают серьёзный стресс в процессе поступления в первый класс.

Итак, что же необходимо знать и уметь ребёнку, чтобы формулировка «готов к школьному обучению» звучала правдиво. Психологи считают, что термин «школьная готовность» можно разделить на несколько составляющих: личностная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность. Хотелось бы подробнее остановиться на первой. Итак, что же подразумевает личностная готовность? На смену игровой мотивации приходит мотивация учебная. Ребёнок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет интерес к получению новых знаний. Часто будущий школьник просто хочет стать взрослым, примерить красивую школьную форму, получить новый портфель в подарок. Когда такой ребёнок сталкивается с первыми трудностями школьной жизни, желание учиться сменяется разочарованием.

Хотелось бы остановиться на ещё одной проблеме будущих школьников- посещение занятий по подготовке к школе. Многие «подготовишки» посещают такие занятия. С одной стороны, ребёнок знакомится с будущим местом своей учёбы, привыкает к обстановке школы. Но есть и обратная сторона. Дети устают от учёбы в вечернее время, они не достаточно отдыхают. Школа перестаёт быть желанной мечтой, а становится тяжёлой работой, которую, порой, не хочется выполнять.

Каждый год я, как психолог детского сада, провожу диагностику детей подготовительной группы к школе. Помимо заданий на уровень развития внимания, памяти, мелкой моторики руки и других психологических показателей готовности, я изучаю и мотивационную готовность будущих первоклассников к школе. Для этого детям задаются несколько вопросов следующего содержания

  1. Хочешь ли ты пойти в этом году в школу?
  2. Если бы тебе предложили

а) пойти в этом году в школу

б) заниматься дома с мамой

с) ещё год походить в детский сад

что бы ты выбрал (а)?

  1. Какие занятия в детском саду тебе нравятся больше всего?

На основании диагностики прошлого года мною было проведено небольшое исследование, целью которого было выяснить, насколько сформирована мотивационная (личностная) готовность у детей подготовительной группы. Результаты исследования я занесла в таблицу.

Имя ребёнка

Хочешь ли ты пойти в школу в этом году?

Если бы тебе предложили а) пойти в этом году в школу б) заниматься дома с мамой с) ещё год походить в детский сад – что бы ты выбрал (а)?

Какие занятия тебе нравятся в детском саду?

Заниматься дома с мамой

Остаться ещё в детском саду

Заниматься дома с мамой

Заниматься дома с мамой

Математика, окружающий мир

Рисовать по клеточкам.

Заниматься дома с мамой

Заниматься дома с мамой

Остаться ещё в детском саду

Заниматься дома с мамой

Рисование по клеточкам

Заниматься дома с мамой

Остаться ещё в детском саду

Заниматься дома с мамой

Итак, если проанализировать ответы детей, то можно сделать выводы:

  1. На первый вопрос «Хочешь ли ты пойти в школу в этом году?» 5 ребят из 20 (25 %) ответили отрицательно. Ребята не хотят идти в школу, связывая с ней уже заранее имеющийся негативный опыт.
  2. При ответе на второй вопрос «Что бы ты выбрал (а)?

9 ребят из 20 (45 %) изъявили желание пойти в школу

Читать еще:  Как размножаются комары: особенности, характерные для летающих кровососов. Опасен ли для человека самец комара Что едят комары мужского пола

8 ребят из 20 (40 %) занимались бы дома с мамой

3 ребёнка из 20 (15 %) предпочли бы остаться в детском саду

  1. Отвечая на третий вопрос 7 детей отдали предпочтение предметам, связанным с будущим школьным обучением (35 %). Это математика. Выполнение заданий по клеточкам, знакомство с окружающим миром. Остальные предпочли рисование, аппликацию, физкультуру, лепку. Некоторые дошкольники отдали предпочтение игре.

Что показало данное исследование? Большинство детей, на первый вопрос отвечают утвердительно. «Хочешь ли ты идти в школу?» Конечно, ребёнок осознаёт смену своей социальной роли на более значимую. Он уже не дошколёнок, не малыш, а будущий первоклассник! Это повышает статус ребёнка. «Конечно я хочу школу!» — скажет вам большинство «подготовишек». Но во втором вопросе кроется секрет отношения к будущим переменам.

Ребёнок начинает анализировать возможные варианты своего будущего. Заниматься с мамой дома? Это тоже вариант. Мама — близкий и родной человек для каждого малыша. Как, должно быть, приятно не посещать незнакомую и чужую школу, а учиться дома с мамой. Или остаться в детском саду? Любимый детской сад, ребёнок знает каждый уголок. Любимые воспитатели, которые и поругают, и пожалеют. Здесь процент детей, сомневающихся в желании идти в школу, больше.

Обдумывая причины подобных ответов детей, я сделала вывод, что перемены в жизни старших дошкольников часто связаны с переживаниями, дискомфортом. А для кого-то школа- это стресс. Дети испытывают волнение, когда к 7 годам (а у кого-то и раньше!) их привычный статус ребёнка- дошкольника меняется на статус ученика. Данные перемены вызывают у детей тревожность. А справлюсь ли я? Получится ли освоиться в новой роли? Что скажут окружающие? Как будет там, в школе?

В ответах на третий вопрос, многие ребята выбрали предметы, связанные с детскими видами деятельности: рисование, лепка, аппликация. Небольшой процент детей выбрали в качестве своих любимых занятий математику, чтение, ознакомление с окружающим миром. Это, на мой взгляд, может говорить о загруженности детей занятиями по подготовке к школе. Некоторые среди своих любимых занятий назвали игру. Значит, учебная мотивация ещё не пришла на смену игровой. Такой ребёнок не будет психологически готовым к началу школьного обучения.

Анализируя ответы детей и выводы по ним, можно сформулировать советы и рекомендации для родителей и воспитателей, чьи воспитанники скоро станут «первоклашками»:

1. Старайтесь не перегружать детей дополнительными занятиями.

2. Ориентируйтесь на физическое состояние ребёнка, его работоспособность, утомляемость, самочувствие.

3.Оставьте только самые необходимые для малыша занятия. Или те, которые он любит больше всего.

  1. Ориентируйтесь на интересы и склонности ребёнка к какому-либо виду деятельности. Не заставляйте заниматься тем, чем ему заниматься не хочется, и занятия не являются обязательными.
  2. Давайте детям возможность играть! Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, переход к учебной деятельности должен быть постепенным.
  3. Хвалите ребёнка за успехи на занятиях по подготовке к школе. Вселяйте уверенность, что у него всё обязательно получится. Хвалите даже за маленькие победы!
  4. Подчёркивайте важность взросления ребёнка, говорите, какую гордость вы испытываете за него, что он становится первоклассником! Пусть остальные члены семьи также поддерживают ребёнка в его новой роли.

Личностная готовность очень важна для формирования готовности ребёнка к школьному обучению. Порой, родители не придают ей особого значения. «Мой читать и считать умеет, к школе готов!» — говорят они о своих детях. Большинство родителей полагают, что навыков чтения, счёта и письма вполне достаточно для того, чтобы их ребёнок пошёл в первый класс. Они бывают крайне удивлены, когда мы начинаем рассказывать им и о других составляющих, которые должны быть сформированы у будущего первоклассника.

  1. Личностная готовность.

Наличие учебной мотивации, наличие социальной позиции школьника (уметь взаимодействовать со сверстниками, умение общаться, работать совместно с другими).

  1. Эмоциональная готовность.

Сформированность определённого уровня эмоциональной устойчивости, умения контролировать свои реакции, адекватно реагировать на слова учителя, снижение количества импульсивных реакций.

  1. Волевая готовность.
Читать еще:  Рассердился и ушёл так далеко, что скоро Заяц, Косач да Медведь и совсем о нём забыли. Рассердился и ушёл так далеко, что скоро Заяц, Косач да Медведь и совсем о нём забыли Примечания Е. В. Бианки

Ребёнку необходимо выполнять предложенное задание, внимательно слушать инструкцию, выполнять даже те задания, которые не кажутся ему интересными.

  1. Интеллектуальная готовность.

Развитие психических процессов, а именно внимания, памяти, мышления (образного, словесно- логического, пространственного, умение анализировать, находить сходство и отличия, сформированность к обобщению, анализу, синтезу, умения объединять предметы по какому-либо признаку, устанавливать логические связи между предметами). Также важным является кругозор ребёнка, система его представлений об окружающем, освоение программы по отдельным предметам дошкольного образования. Крайне важно развитие речи. Также ребёнку придётся выполнять заданий в тетрадях, поэтому развитие мелкой моторики, пространственных представлений также является неотъемлемой составляющей готовности ребёнка к школе.

К сожалению, многие родители не придают данным навыкам большое значение. Это ведёт к тому, что ребёнок начинает испытывать много трудностей, начиная обучение в школе. В итоге хотелось бы сказать, что современные дети испытывают намного большие нагрузки, чем их родители в их возрасте. Не сравнивайте своих детей с собой. Они другие, и требования современного общества также сильно изменились. Любите своих малышей, помогайте им в их нелёгком пути к знаниям, и тогда каждый ребёнок с уверенностью сможет сказать: «Я хочу пойти в школу!»

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.

Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.

У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.

Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.

Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.

Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Чтобы меньше беспокоится за юного школьника и проверить, как проходит сложный (и часто проблемный) процесс адаптации к новым условиям, воспользуйтесь приложением родительского контроля «Где мои дети». С ним вы сможете слушать звук вокруг, связываться с ребёнком в любой ситуации и смотреть его передвижения по карте.

Компоненты готовности

Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:

Мотивационная готовность

  • желание учиться, стремление получать новые знания;
  • интерес к познанию мира;
  • положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.

Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.

Интеллектуальная готовность

Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
  • способность анализировать, обобщать, делать выводы;
  • определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.

Социально-личностная готовность

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

  • умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
  • способность выполнять требования взрослого;
  • отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
  • развитые моральные принципы;
  • адекватная самооценка.
Читать еще:  Как запустить производство по изготовления тротуарной плитки. Расклейка объявлений в публичных местах. Производство тротуарной плитки: оценка ниши

Эмоционально-волевая готовность

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

  • способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
  • умение доводить начатое до конца;
  • произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
  • умение преодолевать трудности при достижении цели;
  • умение действовать по правилам.

У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.

Методы диагностики

Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как тест Керна-Йирасека, «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие.

Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Во-первых, можно задать сыну или дочери ряд вопросов об окружающем мире: «Каких птиц ты знаешь?», «Расскажи о признаках весны в природе?», «Почему вода превращается в лёд?».

Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.

«10 слов»

Одна из них – методика «10 слов». Её суть состоит в том, что мама зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.

«Повтори узор»

Ещё одна методика, достаточно простая для родителей, это «Повтори узор». Мама или папа рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.

«Четвёртый лишний»

Определить уровень логического мышления ребёнка можно по методике «Четвёртый лишний». Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса. Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.

Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

  • рассеян, «витает в облаках», не способен к длительному сосредоточению;
  • неусидчив, часто отвлекается, постоянно нарушает дисциплину;
  • быстро утомляется, раздражителен;
  • не может подружиться со сверстниками, замкнут или наоборот, постоянно конфликтует с ними;
  • не хочет ходить в школу, жалуется на «плохую учительницу» и «скучные уроки»;
  • испытывает трудности в усвоении учебного материала;
  • часто болеет, жалуется на плохое самочувствие;
  • тревожен, боится первым заговорить со взрослыми.

Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector