Постановка правильного звука «Л» у ребенка

Неправильное произношение «Л» и «Ль» имеет собственное название – ламбдацизм. Этот термин описывает не только неправильное воспроизведение звука, но и полный его пропуск. Ламбдацизм бывает нескольких типов:

  • двугубный: вместо правильного звука слышится «у» («уапата» вместо «лопата»);
  • носовой (на мягкое небо попадает корневая часть языка, из-за чего поток воздуха устремляется в нос, звук «л» меняется на «нг» — вместо слова луна может слышаться «нгуна»).
  • межзубный (в процессе речи кончик языка помещается в межзубное пространство);
  • Иногда звук не проговаривается вообще (вместо слова лук ребенок говорит «ук»).

Другой логопедический термин описывает состояние, когда ребенок заменяет правильный звук «л» на другие – параламбдацизм. Чаще на практике происходят такие замены «л»:

  • на Г – «стог» вместо «стол», вместо «полы» «погы»;
  • на В – вместо «лыжи» «выжи»;
  • на Ё – вместо слова «ложка» проговаривается «ёжка»:
  • на Д – слово «лошадь» произносится как «дошадь»;
  • на мягкий звук Л – «деля вместо «дела».

При правильном выполнении необходимых упражнений это можно исправить.

Причины неправильного произношения

Произношение может быть неправильным или несформированным, потому что:

  • ребёнок ещё слишком мал для проговаривания, просто пропускает фонему, говорит не «лиса», а «иса» (осваивание звука «Л» происходит примерно в 4 года, постановка с распознаванием твёрдости и мягкости – в 6 лет);
  • язык поставлен неправильно (межзубное произношение выходит чётким, но искажённым);
  • язык опущен (двугубное произношение типично для англичан, часто наблюдается у детей, воспитывающихся в межнациональных семьях);
  • язык расслаблен, а нижняя губа активно двигается (выходит «В»).
Читать еще:  Структура и границы биосферы. Гидросфера, атмосфера, литосфера, педосфера, их роль в функционировании биосферы. Свойства биосферы. Свойства и признаки биосферы как системы

В вышеописанных случаях артикуляция нарушена из-за дефекта расположения языка во рту. Также дефект произношения бывает следствием того, что формируется искажённый воздушный поток из-за неправильного положения конца или середины языка:

  • двигаются при звукоформировании губы, а не язык;
  • конец речевого органа опускается, а не упирается в верхние резцы;
  • середина языка выгибается вверх, а конец опускается (в норме должно быть наоборот).

Чтобы исправить описанные дефекты артикуляционного аппарата, достаточно нескольких сеансов с логопедом. Но если причина искажённого произношения – дизартрия, вызванная патологиями нервной системы, то предстоит системное и многоэтапное исправление.

Какие могут быть ошибки при попытке произнести «л»?

Наиболее часто встречающиеся ошибки во время произношения звука «л»:

  • губы расположены неправильно, что приводит к произношению других звуков;
  • язык не прикасается к небу, а оттягивается внутрь ротовой полости (получается звук «ы»);
  • во время произношения буквы «л» ребенок резко вдыхает воздух.

Обычно звук «р» дети учатся выговаривать одним из последних. Но если его произношение отработано раньше, чем «л», может осуществляться замена. То есть вместо слова «ложка» ребенок говорит «рожка». Правда, подобные случаи наблюдаются редко.

Неправильная постановка губ

При сильно вытянутых губах в момент проговаривания буквы «л» слышится «в» или «у». Родитель дошкольника в таком случае может самостоятельно исправить произношение согласного звука. Особенно помогает упражнение, при котором необходимо плотно сжать верхние и нижние зубы, широко улыбнуться, разведя губы.

Если проблема в произношении буквы «л» связана с ошибочным расположением губ, помогут логопедические упражнения для детей:

  • «Усталость» − глубоко вдохнуть носом, а выдохнуть ртом, губы в момент дыхания расслаблены и слегка открыты.
  • «Рыбка» − хлопать расслабленными губами, словно рыбка, выброшенная на берег.
  • «Лошадка» − вдохнуть носом, выдохнуть ртом, воздух проходит сквозь расслабленные губы со звуком «прр».
Читать еще:  Результаты загрязнения окружающей среды презентация 7 слайдов. Презентация - загрязнение окружающей среды. Проблема загрязнения Мирового океана

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика поможет разработать активные органы речи. Это полезно для произношения всех звуков, а не только твердого [л].


Заборчик. Губы максимально растягиваются, видно верхние и нижние зубы. Не нужно их сильно сжимать, достаточно легонько сомкнуть.
Трубочка. Сильно вытягиваем губы в трубочку.

Часто у людей искажается звучание речи, поскольку губы при разговоре почти не двигаются. Поочередное выполнение этих упражнений поможет ребенку разработать подвижность губ. Достаточно 7-8 раз в день.

Ветерок. Улыбка, рот приоткрыт. Малыш прикусывает язычок зубками и выдувает поток воздуха. Должно получиться две струи. Чтобы проверить, поднесите к его рту перышко.

Звуки произносят при выдохе. Но детям обычно не хватает сильной струи воздуха. Поэтому рекомендуется заниматься с ними дыхательными упражнениями: выдувать мыльные пузырьки, задувать свечи, петь.

Следующие упражнения разрабатывают подвижность языковых мышц. При выполнении губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть не подвижная.

Вкусное варенье. Рот приоткрыт. Языком нужно облизывать верхнюю губу сверху вниз.
Маляр. Язычок гладит твердое небо, как будто «красит» его – от зубов вглубь рта.
Чистим зубки. Кончик языка двигается по внутренней стороне верхних зубов – сначала в одну сторону, потом в другую.
Посчитаем верхние зубки. Кончик языка толкает каждый зуб.
Качели. Кончик языка поочередно толкает верхние и нижние резцы.
Лошадка. Ребенок имитирует языком цоканье копыт. Поначалу он делает это громко, затем все тише и тише.
Грибок. Язык сильно прислоняется к твердому небу.
Гармошка. Малыш повторяет упражнение «грибок», только теперь он открывает и закрывает рот.

Не нужно давить на ребенка и заставлять его заниматься. Занятия не должны быть наказанием за непослушание. Все упражнения выполняются в форме игры, так, чтобы ему было интересно. В этом случае результат будет заметным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector