Ораторское искусство: уроки риторики

Ораторское искусство: уроки риторики

Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих.

Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Цель данного курса ораторского искусства – предоставить возможность каждому бесплатно освоить онлайн материалы, уроки, упражнения, приемы и правила для овладения основами риторики.

Содержание:

А если вы хотите разобраться в теме максимально подробно, записывайтесь на нашу программу «Современная риторика».

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Вижу цель, не вижу препятствий

Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам , как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью , в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.

Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.

Простое и эффективное упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности или управления эмоциями. У пражнение способно в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления. Одно из лучших в своем роде. Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников тренинга.

Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде!

Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
Бонусы! Прилагается подробный блок теории и 6 различных вариаций данного упражнения!

Лучшие упражнения для развития ораторского искусства

Лучшими считаются те способы ораторского искусства, которые позволяют достичь максимального эффекта. Но не стоит заранее перекладывать всю ответственность за обучение на плечи преподавателя: обучающемуся тоже придется потрудиться, и немало.

Практика показывает, что большинство начинающих ораторов страдают от патологической неуверенности в себе – их пугает публичное выступление, когда как будто бы все смотрят на выступающего, стараясь отыскать изъяны в его поведении. Поэтому начинать нужно с исправления данного недостатка. А избавиться от него можно, практикуясь в диспутах, тематических монологах, спорах. Именно поэтому, при групповом обучении, все студенты проходят этап произнесения речи-представления о себе.

Читать еще:  Технологии подключения к интернету. Какой тип соединения указать при настройке роутера? Узнаем нужную информацию, которая пригодится в процессе настройки

Легкости слога, благозвучия не добиться без обширного словарного запаса. Для этого нужно много читать, учить историю, пользоваться трудами античных авторов, оставивших потомкам солидное наследие по ораторскому искусству. Сохранить все многообразие накопленного человечеством опыта ведения дискуссий поможет хорошая память – без нее тоже никак не обойтись. Далее идет проработка дикции: она является одной из основных составляющих риторики.

Чтобы исправить все вероятные недостатки произношения, понадобится собрать в кулак волю, упорство и настойчиво повторять фонетические упражнения на гласные, согласные, звонкие, глухие, пока речь не станет разборчивой.

Важно. Не всякое чтение способствует развитию словарного запаса и памяти: это относится только к художественной литературе, наполненной богатством образов, метафор, красочными описаниями природы, но не к бульварному чтиву.

Упражнения на интонацию, на логику, на стилистику

Упражнение 1: расставить акценты

Напишите на листочке какую-нибудь утвердительную фразу. Например, «Я хочу купить кофейный торт». А теперь прочитайте эту фразу несколько раз, делая смысловой акцент каждый раз на другом слове. Например:

Я хочу купить кофейный торт (именно я, а не моя мама или муж).

Я хочу купить кофейный торт (хочу купить, а не испечь или получить в подарок).

Я хочу купить кофейный торт (кофейный, а не лимонный или клубничный).

Я хочу купить кофейный торт (именно торт, а не пирожное или печенье).

Упражнение 2: переписать в новом стиле

Попробуйте взять сюжет какой-нибудь известной сказки и перепишите его в разных вариантах. Например, «Красная Шапочка». Как эта сказка звучала бы, будучи написана языком милицейского протокола? А если бы ее писал ученый-ботаник? А если бы «Красную Шапочку» использовали для своей агитации революционеры? Не бойтесь погрешить против сюжета, главное — соблюсти избранный стиль. Если вы литературно одарены, попробуйте переложить «Шапочку» стихами, переписать ее в духе русской народной былины или средневекового театрального фарса.

«Где мало слов, там вес они имеют» (Уильям Шекспир)

Упражнение 3: дать определение термину

Возьмите словарь и наобум ткните пальцем в какие-либо термины. А теперь, не глядя в текст книги, попробуйте дать им определения. Например: «Маркетинг — это мероприятия, направленные на изучение рынка с целью определить спрос и потенциальное предложение». Не знаете значения слова? Не беда. Посмотрите, какое определение дали авторы словаря и постарайтесь запомнить. Хороший оратор учится всю жизнь!

Упражнение 4: развить тему выступления

Выпишите на карточки названия известных (или не очень) книг, пьес, рассказов. Представьте, что это темы ваших выступлений. А теперь постарайтесь написать вступление к речи на эту тему и набросать план того, какой она могла бы быть. Например, темы у вас будут такие:

«Война и мир» (рассуждения о мире, войне, конфликтах, их причинах и так далее);

«Преступление и наказание»(наверное, уже сами догадаетесь, о чем здесь можно говорить: причины преступности, возможность смягчения/ужесточения Уголовного кодекса, статистика тяжких преступлений в России и за рубежом);

«Много шума из ничего»;

Упражнение 5: переписать фразу

Возьмите любую подборку из серии «Нарочно не придумаешь», где размещают «перлы» из школьных сочинений, полицейских протоколов, офисных распоряжений. А теперь попытайтесь перестроить эти «перлы» так, чтобы они соответствовали правилам логики и русского языка. Например:

«В лице Печорина было много черт, небезынтересных для противоположного пола». Как можно «по-человечески» переписать эту фразу? Можете ли вы исправить чужое косноязычие?

Читать еще:  Печеночный сосальщик — Кто является промежуточным хозяином сосальщика. Прудовик обыкновенный Моллюск малый прудовик является промежуточным хозяином

Найдите в газетах или в интернете статьи, авторы которых последовательно и логично защищают какую-то определенную мысль, идею, теорию. Например, рассказывают о вреде компьютерных игр для подрастающего поколения или призывают питаться только зелеными овощами.

«Истинное красноречие смеется над витиеватостью, истинная нравственность смеется над нравоучением» (Блез Паскаль)

А теперь попробуйте написать собственную статью, которая будет опровергать эти тезисы. Важно: вы вовсе не обязаны и в самом деле не соглашаться с высказанной вашим «заочным оппонентом» точкой зрения, но тем интереснее будет ваша задача.

Еще один момент: ваши аргументы должны все же иметь под собой реальную, адекватную ситуации основу. То есть, не нужно писать о том, что, мол, компьютерные игры могут помочь молодежи подготовиться к возможному вторжению инопланетян. Постарайтесь сделать упор на тех фактах и доводах, которые ваш противник не учел. Например, если в статье идет речь о том, что виртуальная реальность воспитывает у детей жестокость и искаженное восприятие действительности, парируйте: но ведь «воспитывать» должны в первую очередь родители! Почему же автор пытается переложить ответственность за жестокость детей не на тех, кто за них напрямую отвечает, а на разработчиков игр? (В этом практикуме вполне допустимо применение средств «черной риторики», так что можете позволить себе аргмуенты, как говорится, на грани фола. Но — они все же не должны быть оторваны от реальности).

Попробуйте свои силы в небольшом эксперименте, который когда-то был довольно популярен у преподавателей, работавших с будущими психологами. Двум группам студентов, находившимся в разных помещениях, давали одну и ту же фотографию одного и того же человека. Допустим, портрет мужчины в черной куртке и серой кепке.

Одной группе говорили: «Перед вами — коварный преступник, жестокий убийца.

Как вы думаете, если бы вы встретили этого человека на улице, смогли бы вы по его внешности и манере одеваться понять, что этот человек опасен?» — «Конечно же, — отвечали студенты. — Пристрастие к черной одежде выдает мрачную, патологическую личность. Безразличное выражение лица говорит об отсутствии эмпатии, этот человек не способен на сострадание и нормальные чувства. » И так далее.

«Главное в ораторском искусстве — чтобы собственно искусство было незаметно» (Квинтиллиан

Другой группе студентов персонажа на фотографии представляли как примерного семьянина, талантливого ученого и очень доброго человека. Вопрос был такой (вы, наверное, уже догадались): «Какие особенности внешности этого мужчины говорят о его положительных качествах?» Студенты говорили: «Он любит темную одежду — значит, человек скромный, не хочет выделяться из толпы, не склонен к эпатажу. Лицо его спокойно, он уравновешен и наверняка приятен в общении.» Суть эксперимента была в том, чтобы показать учащимся, насколько сильно влияет на наше мнение полученная извне «установка».

Давайте попробуем превратить этот эксперимент в упражнение. Возьмите какую-нибудь фотографию и попробуйте сначала представить изображенного на ней человека как добрую, светлую личность (и соответствующим образом описать фотографию), а потом — как коварного преступника и опять же найти подтверждение своей точке зрения. Ваши рассказы вовсе не обязательно должны соответствовать действительности, вам важно проявить способность делать выводы, убеждать, строить логические умозаключения — ведь отчасти и на этом базируется искусство риторики.

Подобных упражнений существует великое множество. И если вы хотите повышать свою квалификацию как оратора, как лектора, то найти дополнительные пособия и практикумы труда не составит.

Читать еще:  Почему мы не помним, как родились? Почему мы так плохо помним детство? Есть вопрос: почему мы не помним себя в раннем детстве

Где выучиться красиво говорить?

Во многих вузах, на гуманитарных факультетах (философском, филологическом и т. п.) риторика — обязательный предмет. изучают риторику будущие священники и будущие юристы, будущие педагоги и будущие психологи. Существуют различные курсы для взрослых, как частные, так и государственные.

Ораторские приемы

Ораторские приемы используются для того, чтобы улучшить восприятие информации. Работают они, либо ориентируя слушателя на образное восприятие, либо стимулируя его мыслительную деятельность.

  • наглядные сравнения, короткие примеры-иллюстрации особенно уместны при донесении числового материала;
  • повтор уже сказанного другими словами создает новый образ;
  • аллегория наглядно иллюстрирует идеи и мысли оратора;
  • антитеза противопоставлением усиливает их восприятие;
  • гипербола преувеличением подчеркивает те моменты, на которые надо обратить внимание;
  • риторические вопросы не требуют ответа, но подогревают интерес;
  • вставка, когда мимоходом сделанное замечание заостряет внимание на сказанном;
  • неожиданные слова и действия усиливают любопытство слушателя.

Теоретического материала достаточно? А теперь — самое интересное.

Где учиться ораторскому искусству

Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.

«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».

В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.

Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.

Практические советы

При самостоятельном обучении стоит воспользоваться следующими советами:

  1. Необходимо следить за своей речью и обдуманно выбирать круг общения.
  2. Чтение книг позволит формировать богатый словарный запас и повышать объем знаний.
  3. Лучше говорить немного, но только по делу. Нужно стремиться, чтобы каждая произнесенная фраза была яркой и полноценной.
  4. Речь для публичного выступления рекомендуется предварительно готовить. К импровизации важно подготовиться морально.
  5. Говорить нужно отчетливо, спокойно и громко, но не крикливо.
  6. При чтении доклада нужно смотреть на людей, а не на бумаги.
  7. С помощью пауз необходимо выделять формулировки и важные слова.

Профессиональный подход предполагает поиск собственного стиля в ораторском искусстве. Поставленная речь помогает утвердить свои убеждения и повлиять на людей, но при этом нельзя навязывать свое мнение. Важно убеждать ту аудиторию, которая готова слушать.

Необходимо приобретать опыт, ведь только практика поможет оттачивать мастерство.

Не менее важным считается вопрос: как улучшить красоту речи у своего ребенка. Подобное умение позволит не только хорошо отвечать у доски, но и стать успешным человеком в будущем. Для этого рекомендуется читать книги, слушать аудио сказки и устраивать домашние представления. Необходимо побуждать ребенка говорить и задавать ему при этом наводящие вопросы.

Регулярные занятия и упорный труд в развитии красноречия способны сделать из практически любого человека настоящего оратора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector