Храм Святой великомученицы Екатерины

Двигаясь по Чуйскому тракту, вы поворачиваете направо, через примерно 1,3 км после начала села, на ул. Советскую. Впрочем, здесь есть и указатель. Ещё необходимо проехать 730 метров — и вы у цели. Нужный вам объект расположен слева.

В 1874 году в селе Сростки появился молитвенный дом — место, где верующие могли собраться для чтения молитв, проведения церковных служб. Простоял недолго, так как сгорел во время пожара.

На смену ему пришел другой, построенный и освящённый 26 октября 1880 года. Он был возведен местными жителями, по разрешению Томской духовной консистории, издавшей соответствующий указ от 19 июня 1878 года.

14 апреля 1882 года молитвенный дом был преобразован в приходскую церковь. Первым священником в ней был Тихон Дроздов.

В 1899 году в церкви прихожан мужского пола было 747, женского — 757. Священником по штату был 30-летний Григорий Федорович Яхонтов, а псаломщиком — 47-летний Николай Стефанович Воронцов.

13 июня 1900 года по благословлению епископа Томского и Барнаульского Макария, напротив Поповского острова, по специальному проекту начинают стоить новую, оригинальную деревянную церковь.

17 ноября 1902 года, благодаря усилиям отставного фельдфебеля Спиридона Назаровича Глебова и прихожан, она была построена и освящена.

Этот деревянный трехпрестольный храм имел главный предел во имя Живоначальной Троицы и два придельных. Правый — во имя святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца. Левый — во имя Святой великомученицы Екатерины.

С 1908 года настоятелем Сростинского церковного прихода назначен священник Александр Александрович Кисляков. Именно он, как принято считать, крестил Василия Макаровича Шукшина. Кисляков, по воспоминаниям современников, не только служил, но и активно занимался научно-исследовательской деятельностью в Горном Алтае и близлежащих окрестностей.

После Гражданской войны церковь некоторое время продолжала действовать.

Но активная сельская молодежь пыталась оказать противодействие религиозным праздникам. Читались лекции, доклады перед спектаклями. На диспуты, посвящённые антирелигиозной тематике, молодёжь приглашала А. Кислякова. Но, ввиду малограмотности первых и начитанности и умудрённости второго, диспуты не достигали своей цели.

Со стороны молодёжи в отношении церкви допускались хулиганские выходки, которые пресекались большевиками.

По решению сельского совета в начале 1930 года Сростинская церковь была закрыта. Колокола с нее сняли и увезли в Барнаул. Комсомольцы собрали подписи практически всех граждан села, за исключением небольшой части сильно верующих, об отделении церкви от государства и передачи её под клуб.

Через год, помещение было переделано под сельский клуб. Церковь была сломана, а внутреннее убранство растащено.

В 16 апреля 1933 года последний настоятель этой церкви Александр Кисляков вместе с группой односельчан был арестован на основании показаний свидетелей за «антисоветскую агитацию» и осуждён 25 мая 1933 года на 5 лет высылки в Восточно-Сибирский край Красноярский край в г.Туруханск.

Церковные стены стояли еще почти три десятка лет, пока в селе не построили новый клуб, а прежний, в конце шестидесятых годов прошлого века, ввиду его ветхости, был снесён.

В 1991 году в селе Сростки был официально зарегистрирован приход Князь-Владимирской церкви. На время строительства храма старостой сельского прихода был избран Анатолий Лещёв. Первым настоятелем которого стал иерей Георгий (Юрий Иванов).

13 мая 1991 году село Сростки посетил святейший Патриарх Алексий II. По просьбе прихожан у горы Пикет, напротив сельского погоста, он освятил место под строительство часовни в честь святителя Василия Великого.

От закладки камня до освящения часовни прошло 15 лет. Открытие её состоялось 25 июля 2006 года. При ее освящении Преосвященнейший Максим епископ Барнаульский и Алтайский заявил, что часовня возведена в память о Василии Макаровиче Шукшине.

История храма Екатерины

История создания храма в селе относит нас еще 80-е годы XIX столетия, когда был образован молитвенный дом. Правда, он быстро сгорел. Затем на этом месте несколько лет спустя появилась приходская церковь, куда ходило более 1,5 тысячи прихожан.

В начале XX века было принято решение о строительстве деревянного храма с тремя престолами: один в честь Живоначальной Троицы, второй — во имя святого Спиридона Тримифунтского Чудотворца и еще один во имя Святой великомученицы Екатерины. В 1908 году настоятелем храма стал Александр Кисляков, который и крестил Василия Шукшина. Он же активно занимался и научной деятельностью по изучению Горного Алтая.

С приходом к власти большевиков жизнь храма осложнилась. Первоначально коммунистическая молодежь с помощью лекций и дебатов пробовала заставить оставить свой пост.

Однако все-таки в 30-е годы XX века оригинальная церковь была уничтожена якобы решением большинства селян. Колокола с храма были демонтированы, а в самом помещении решено было сделать сельский клуб. Внутреннее наполнение храма было спрятано по домам либо разворовано.

Судьба настоятеля храма была решена в 1933 году, когда его арестовали за антисоветскую деятельность и призывы. Он был осужден и выслан в Красноярский край в небольшой городок Туруханск.

Церковь как сельский клуб простояла еще несколько десяток лет, но затем в селе появился новый клуб, и старое здание было снесено. Так закончилась история очередного православного храма в селе. После развала Советского Союза было решено возродить в селе православие. В 1991 году после освещения места патриархом Алексеем II приступают к строительству часовни. Ее строят в память о Василии Макаровиче Шукшине и в честь святителя Василия Великого. Строили часовню долго, больше 15 лет. И пока достраивали этот объект, задумали возродить на селе и полноценный храм.

Читать еще:  Зачем мне нужен телеобъектив и широкоугольный объектив. Как фотографировать телевиком. Съемка в путешествиях. Потратьте несколько дней на практические занятия

Отдых в Сростках: сколько стоит, что посмотреть и где остановиться

Многие достопримечательности села Сростки связаны с именем нашего знаменитого земляка Василия Шукшина: это музейный комплекс, скульптурная композиция, посвященная героям его произведений, и памятник на горе Пикет, где ежегодно проходит фестиваль «Шукшинские дни на Алтае».

Но кроме мест, связанных с Василием Макаровичем, здесь есть много других, которые стоит посетить. Интересна сама по себе гора Пикет — это одно из самых прекрасных мест Алтайского края, с 1976 года здесь проводятся «Шукшинские чтения». На отроге этой горы находится одна из самых важных достопримечательностей Сросток — городище эпохи палеолита, состоящее из 40 обжитых пещерных впадин.

На террасе берега Катуни расположен курганный могильник высотой 50 метров над уровнем реки. На его площади насчитывается около 50 курганов. Особого внимания заслуживает Камень скорби с надписью «Вечная память жертвам политических репрессий 30-х годов — жителям села Сростки». Еще одна местная достопримечательность — храм святой великомученицы Екатерины. Стоит упомянуть и о памятнике расстрелянным партизанам, павшим в борьбе с отрядами колчаковцев.

С самого верха горы Пикет открывается вид на пейзажи реки Катунь и предгорий Алтая. Интерес вызывают камни, представляющие собой гранитный массив, расположенный на берегу одной из проток Катуни. Это место идеально подходит для туристов в плане ныряния под воду.

Недавно в Сростках открылось здание музея-заповедника, благодаря которому на новом уровне было организовано хранение огромного количества музейных предметов.

Также в селе Сростки находится знаменитый первыми «Шукшинскими чтениями» кинотеатр «Катунь».

Туристам и всем желающим подкрепиться придется по вкусу Сростинский базар. В этом месте готовят неповторимые пирожки, ради которых здесь останавливаются все едущие в Горный Алтай. Также здесь можно купить мед и памятные сувениры ручной работы.

Добраться до Сросток можно на любом автобусе из Новосибирска, Бийска и Барнаула. До села из Барнаула также отправляется фирменный поезд «Калина красная». Если вы отправляетесь из краевой столицы, то за дорогу отдадите минимум 420 рублей.

Остановиться в Сростках можно в кафе-гостинице «Калина красная», где двухместный номер стоит 1200 рублей за сутки, трехместный — 1800, четырехместный — 2400.

На родине Шукшина: репортаж «ДДД» с Алтая

Продолжаем цикл репортажей из российских городов и регионов, где побывали корреспонденты «ДДД», чтобы показать туристические достопримечательности нашей необъятной родины. В этот раз мы отправились в Западную Сибирь.

Те, кто совершает путешествие по Алтаю, не могут проехать мимо села Сростки – это родина Василия Макаровича Шукшина, талантливого писателя, знаменитого кинорежиссера и актера. Конечно же, мы сделали там остановку по дороге в природный парк «Белуха».

Место, где рождается Обь

Отправляясь из Барнаула на юг, к монгольской границе, можно встретить несколько ярко выраженных природных участков. Спокойный простор предгорных степей до Горно-Алтайска – столицы Республики Алтай – напоминает пейзажи Курской области. Но только есть в них какая-то сибирская ширь, мощь и бесконечность. Ни дома, ни сооружения не возникают на горизонте, не отвлекают глаз путешественника от созерцания бескрайнего голубого неба и волнующихся на ветру луговых трав. Попадаются и ухоженные фермерские поля зерновых.

Памятник Василию Шукшину работы Вячеслава Клыкова

Через пару часов дорога приводит к поселку Одинцовский Посад – это место рождения реки Оби, одной из самых мощных и протяженных в Евразии. Кстати, на языке коми ее название означает «бабушка». Длина реки с притоком Иртыш и Обской губой составляет 5410 километров. Сама Обь появляется в месте слияния Бии и Катуни. Это выглядит очень красиво: воды двух рек разного цвета довольно долго текут, не смешиваясь, темная полоса от Бии и голубовато-белая – от Катуни.

С этим местом связано немало древних легенд: ученые утверждают, что именно здесь находилось святилище «Золотой бабы» – древнего идола, которому много веков поклонялись местные народы. Русские казаки ходили на реку Бия с 1640-х годов. Но то были походы небольших отрядов за ясаком – данью, которую платили пушниной. В XVII веке никакого российского населенного пункта здесь не существовало.

Только в 1709 году по указу императора Петра I у места слияния Бии и Катуни был построен Бикатунский острог с временным гарнизоном для защиты дальних границ российского государства от кочевников. Он просуществовал лишь несколько месяцев – его сожгли джунгары и телеуты. Новая Бикатунская крепость возникла в 1718 году на месте нынешнего города Бийска. С этого времени появилась реальная возможность заселения русскими людьми низовий Бии и Катуни. Бийск стал перекрестком всевозможных дорог, от которого начинается путь на Алтай: к Телецкому озеру, горе Белухе, туристско-рекреационной зоне «Бирюзовая Катунь», в город-курорт Белокуриху и множество других мест.

Читать еще:  Субъективное мнение ‒ что это такое, чем отличается от объективного? Примеры применения. §3.Мнение субъективное и объективное

Наукоград Бийск и Чуйский тракт

Всего шесть городов России были основаны по именному указу Петра I, а за Уралом – только Бийск. В память об этом событии в сквере установлен по аналогии с «Медным всадником» монумент Петру I – основателю города. На центральной площади стоит другая достопримечательность – единственный в мире памятник вождю мирового пролетариата Ленину, изображающий Владимира Ильича в настоящей сибирской шапке-ушанке и тулупе. Трудно представить такую скульптуру на улицах Москвы, Санкт-Петербурга или любого города европейской России. Но здесь-то Западная Сибирь!

Церковь в честь Великомученицы Екатерины в Сростках

В Алтайской духовной миссии был выполнен один из первых научных российских переводов Библии с языков оригинала на русский. До революции 1917 года в Бийске было 17 храмов, 2 монастыря и 8 часовен – не все сохранилось до наших дней.

Уникальный музей рассказывает об истории знаменитого Чуйского тракта, воспетого поэтами и музыкантами. Когда-то это была караванная тропа, ставшая современной автодорогой только в XX веке. Сегодня, являясь главной транспортной артерией Алтая, Чуйский тракт протяженностью 617 километров соединяет Сибирь и Монголию. Главный и самый популярный экспонат музея – древнее деревянное колесо. Есть поверье, что если потереть шляпку одного из вбитых в него гвоздей, все последующие поездки будут удачными и счастливыми.

В 2005 году Бийску был официально присвоен статус наукограда – в его состав входит несколько крупных научно-промышленных предприятий. Один из самых известных в нашей стране – Алтайский биофармацевтический кластер (АлтайБио) – был создан для поддержки инновационного предпринимательства в биофармацевтическом секторе. Он состоит из 36 организаций, включая российских лидеров по производству биологически активных добавок (БАД) и фармацевтических препаратов, как «Эвалар» и «Алтайвитамины», чья продукция широко представлена в аптеках Курска.

История села Сростки

В 30 километрах от Бийска по Чуйскому тракту находится село Сростки, известное далеко за пределами Алтайского края. Здесь в 1929 году родился писатель, кинорежиссер и актер Василий Шукшин. Село имеет давнюю и весьма интересную историю. После китайско-джунгарской войны 1750-х годов и вхождения алтайцев в российское подданство было решено для охраны границ государства от набегов создать укрепленную Колывано-Кузнецкую (Бийскую) военную линию.

Скульптура Егора Прокудина к фильму «Калина красная»

В числе мест, подобранных для этого в 1762 году, было предложено построить крепость «против места Сростков». Это самое раннее из известных по источникам упоминание названия Сростки, сохранившееся в архиве Алтайского края. Но тогда из-за недостатка средств сооружение крепости не состоялось. Возникновению здесь населенного пункта препятствовало запрещение крестьянам селиться за военной линией. А имевшие такую возможность казаки осваивали ближайшие окрестности крепостей Ануйской, Катунской и Смоленского редута, и на правом берегу Катуни не селились.

Первые поселенцы на заимке Сростки были документально зафиксированы в 1806 году. В те времена вновь возникающие населенные пункты чаще всего называли в честь первопоселенцев, их прозвищами или по каким-то внешним природным признакам. По названию местности, которую позже получило и село, до сих пор существует несколько версий.

По одной из них, здесь жил беглый каторжанин Сростин, на Бикете (местное название горы Пикет) вырыл себе землянку, там и умер, был похоронен на первом сельском кладбище. По другой версии, якобы гора Бикет была сросшейся с Монаховой горой, что за Катунью, позже река их разделила. Еще вариант: река Катунь в районе села Сростки вверх и вниз по течению распадается на множество рукавов и протоков, только в месте образования села «сростаясь» в единое русло.

Охрану территории южнее военной линии осуществляли подвижные казачьи разъезды – пикеты. Место у будущего села Сростки входило в число их постоянных маршрутов, отсюда и произошло название горы Пикет – с нее казаки могли вести наблюдение за окрестностями. Впрочем, сейчас краеведы ведут споры о том, что холм над селом имел название «Бикет», что в переводе с алтайского языка означает «гора, холм, возвышенное место».

Открытие Алтайского округа для переселенцев из других губерний Российской империи после крестьянской реформы 1861 года привело к значительному росту населения, развитию старых и возникновению новых городов и сел. По данным 1893 года в Сростках – центре Сростинской волости – насчитывалось 236 дворов и 1305 жителей обоего пола. В селе располагались волостное правление, сельское училище, молельный дом, две маслобойни и крупорушка. В 1924-м решением Сибревкома вместо волостей были образованы более крупные административные единицы – районы, в том числе Сростинский. В 1960 году его территория вошла в состав укрупненного Бийского района Алтайского края. Наибольшее число жителей в селе Сростки – 3512 человек – было зафиксировано переписью 1939 года.

Музей Василия Макаровича

Тогда Василию Шукшину – будущему писателю, режиссеру и актеру – было всего 10 лет. Он родился 25 июля 1929 года. С 1937-го по 1944-й учился в Сростинской школе. После службы в армии сдал здесь экзамены за курс средней школы экстерном. Один учебный год, 1953/54, работал здесь же учителем русского языка, литературы и истории, одновременно был директором вечерней школы.

Читать еще:  Голубь мира и добра своими руками для детей подготовительной группы. Конспект занятия по конструированию (оригами) "Голубь мира" (коллективная работа)
Корреспондент «ДДД» в гостях у жителей села Сростки

После смерти Василия Макаровича 2 октября 1974 года ученики под руководством завуча Н. А. Ядыкиной сначала оформили стенд, посвященный жизни и творчеству прославленного земляка. Затем началась долгая и кропотливая работа по созданию школьного музея. Ребята и завуч писали на «Мосфильм», киностудию имени М. Горького. Посылали письма даже в Крюковскую тюрьму под Москвой. Там снимали кабинет начальника тюрьмы, в которой отбывал срок заключения киногерой Шукшина Егор Прокудин, а в красном уголке – хор, исполнявший в фильме «Калина красная» песню «Вечерний звон». Писали родственникам Василия Макаровича и людям, которые были с ним лично знакомы и вместе работали. Обращались в Алтайский крайисполком и местное управление культуры с просьбой установить в Сростках памятник Шукшину и создать в селе музей.

Документы об открытии мемориального музея Василия Шукшина в Сростках были подписаны 19 августа 1977 года. Под него выбрали дом, который писатель купил матери в 1965-м на гонорар за роман «Любавины». Многое тут было сделано при участии Василия Макаровича: банька, летняя кухня, сарай, веранда, отопление. Официально музей открылся 23 июля 1978-го, в день третьих Шукшинских чтений. Первой вошла в него мама Мария Сергеевна Шукшина. Сокрушалась, что «нет тут ничего такого, чтобы народ ехал издалека, богатств никаких, всё по-крестьянски».

Всенародная слава пришла к Василию Шукшину лишь после смерти. Быть поначалу непонятым – удел многих талантов на Руси, так получилось и с Шукшиным. Но после его ухода из жизни село Сростки стало знаменитым, сюда началось настоящее паломничество. Счет пошел на тысячи, потом – на десятки тысяч.

В апреле 1976 года Василию Шукшину «за творческие достижения в киноискусстве» была присуждена Ленинская премия (посмертно). Тогда было и решение проводить Шукшинские чтения. Впервые они состоялись 25 июля 1976-го. Многие детали за давностью лет забылись, но, как говорят старожилы, выражаясь словами Василия Макаровича, осталось ощущение «праздника души». Шукшинские чтения проводятся ежегодно, став доброй традицией и заметным событием в культурной жизни Алтая. В них принимают участие писатели, артисты, художники, музыканты, профессиональные и самодеятельные коллективы, работники музеев, родственники Василия Шукшина, его многочисленные друзья и, конечно, односельчане-сростинцы.

В разные годы почетными гостями чтений были писатели Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Михаил Дудин, кинорежиссеры Элем Климов, Никита Михалков, Сергей Никоненко и Владимир Меньшов, кинооператоры Валерий Гинзбург, Анатолий Заболоцкий, артисты Георгий Бурков, Николай Бурляев, Майя Булгакова, Алексей Ванин, Наталья Бондарчук, Мария Виноградова, Наталья Гвоздикова, Евгений Жариков, Георгий Жженов, Валерий Золотухин, Леонид Куравлев, Михаил Евдокимов, Лариса Лужина, Александр Михайлов, Михаил Глузский, Лев Дуров, Александр Панкратов-Чёрный, Ольга Остроумова и многие-многие другие.

С 1986 года праздник проводится в рамках краевой акции – Шукшинские дни на Алтае, которые открываются в Барнауле, проходят в Бийске и завершаются большим праздником в Сростках. В программе Дни встречи с писателями, научные конференции, «круглые столы», выставки, фольклорные фестивали.

России не хватает Шукшиных

За годы, прошедшие после смерти Василия Макаровича, в нашей стране многое изменилось. Однажды Шукшин сказал Георгию Буркову: «Знаешь, мне кажется, что я наконец-то понял, кто есть «герой нашего времени». Демагог. И не просто демагог, а демагог чувств. » Он называл своими врагами бюрократа-чиновника, хама-продавца и уличного хулигана. Доживи Василий Макарович до наших дней, этот перечень он бы увеличил. Народ теряет нравственные ориентиры и духовные ценности, а святые слова «родина» и «патриотизм» обесцениваются. Сейчас очень не хватает Шукшиных, кому люди верили бы как себе, чьи слова выражали бы, их самые сокровенные думы и чаяния, кого, без преувеличения, можно было бы назвать совестью народной. У Василия Макаровича все это было.

Владимир Высоцкий писал: «Очень уважаю всё, что сделал Шукшин. Знал его близко, встречался с ним часто, беседовал, спорил, и мне особенно обидно сегодня, что так и не удалось сняться ни в одном из его фильмов». Михаил Шолохов говорил о нем: «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И рассказал о простом, негероическом, близком каждому, так же просто, негромким голосом, очень доверительно». Валентин Распутин назвал Пикет Поклонной горою. На самой вершине Василию Шукшину установлен памятник работы нашего земляка-курянина Вячеслава Михайловича Клыкова – скульптора, президента Международного фонда славянской письменности и культуры, Лауреата Государственной премии СССР, Председателя возрождённого Союза русского народа.

«Пройдут годы, все так же будут шуметь березы, все так же будет катить воды Катунь, все также будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека, облик его будет в годах все более благороден и светел, и на эту гору с каждым годом будет все больше народу приходить. Не обязательно по приглашению, а просто так, как ходят к Пушкину. Потому что значение художника Шукшина нами еще до конца не осознано. » Это сказал Виктор Астафьев на Шукшинских чтениях еще в 1979 году.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector