Какие самолеты и вертолеты стоят на вооружении у ВКС РФ
Содержание
Какие самолеты и вертолеты стоят на вооружении у ВКС РФ
08 ноября 2020 08:12
Метки: авиастроение авиация россия самолеты
Президент России летает и будет летать только самолётами отечественного производства, заявил в интервью ИТАР-ТАСС управляющий делами главы государства Александр Колпаков.
Смотреть все фото в галерее
Новые боевые самолеты для российской армии в 2010-2020 годах
Текущие Госпрограммы развития вооружений, рассчитанные на длительные периоды, предусматривают массовую закупку разнообразных образцов для всех родов войск. Особое место в этих программах занимает закупка боевых и учебно-боевых самолетов для военно-воздушных сил и морской авиации. В последние годы в этом направлении удалось получить весьма примечательные результаты и создать задел для дальнейшей модернизации.
Числа и рекорды
По открытым данным, в период с 2010 по 2020 г. включительно российские вооруженные силы получили не менее 525-530 учебных и боевых самолетов новой постройки – не считая военно-транспортные и пассажирские или технику других классов. Это в разы превышает общий объем поставок за два предыдущих десятилетия. Основная масса самолетов, более 490 ед., была построена и поставлена в рамках Госпрограммы на 2011-2020 гг.
В целом динамика поставок авиационной техники демонстрировала всю пользу составления четких программ закупки и увеличения финансирования этого направления. Так, в 2010 г. армии передали всего 16 новых самолетов, а в следующем 2011-м – 19 ед. Уже в 2012 г. объемы поставок выросли до 29 ед., а в 2013-м армия получила более 60 самолетов. 2014 и 2015 гг. стали рекордными в этом отношении – 101 и 89 ед. соответственно.
В дальнейшем наблюдалось постепенное сокращение общих объемов строительства и поставок. В 2016 г. промышленность сдала 70 самолетов. В следующие два года объемы оставались на уровне 50 ед., а в 2019-м только 20. В прошлом году вновь наблюдался небольшой рост.
Подобная динамика поставок вполне понятна. В первые годы прошлого десятилетия авиационная промышленность завершала выполнение текущих контрактов, которые сами по себе не отличались большими объемами. Последние поставки по этим заказам осуществлялись уже после старта Госпрограммы-2020. В 2011 г. были заключены новые крупные контракты, и буквально за пару лет заводы набрали необходимый темп производства. Это и объясняет рекорды середины десятилетия.
Рост объемов поставок в 2013-16 гг. позволил удовлетворить основную часть текущих требований ВВС и морской авиации, вследствие чего в дальнейшем темпы производства стали сокращаться и постепенно вернулись на уровень 2011-12 гг. Впрочем, вскоре ожидается новый рост. В 2020 г. Минобороны разместило несколько новых заказов на ту или иную технику. Соответственно, самолеты этих партий войдут в статистику уже в 2021 г. или позже.
Следует напомнить, что новые боевые и учебные самолеты производятся не только для нужд собственной армии. Партии из десятков машин регулярно передаются зарубежным заказчикам. Впрочем, по разным данным, общие объемы иностранных заказов за рассматриваемый период уступают поставкам в ВВС и ВМФ. Таким образом, потенциал нашей промышленности значительно выше, чем требуется для выполнения требований армии. Польза такого резерва производственных мощностей очевидна.
«МиГ» в динамике
В 2010-2020 гг. наблюдалась специфическая ситуация с поставками истребителей марки «МиГ». Подобные самолеты остаются на вооружении, однако их число невелико и уступает технике другого производителя. Кроме того, по-прежнему отсутствуют крупные заказы на строительство новых машин. В итоге за последние 10 лет армия получила менее 50 ед. МиГ-29 и МиГ-35 разных модификаций. Этот факт особенно интересен в свете того, что в 2009 г. был выполнен контракт на 34 самолета МиГ-29СМТ и МиГ-29УБ.
С 2010 по 2012 г. новые самолеты «МиГ» в армию не попадали. Только в 2013-м сдали по две единицы МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Годом позже морская авиация получила вторую пару учебно-боевых машин, а также восемь МиГ-29К. Последняя поставка модификации «К» имела место в 2015 г. – 10 ед. Таким образом, для обновления группировки палубных истребителей было построено 20 одноместных и 4 учебно-боевых самолета.
В том же 2015 г. на вооружение поступили три новых МиГ-29СМТ и пара МиГ-29УБ. В 2016-м приняли 11 машин «СМТ», и поставки вновь прекратились на несколько лет. Только в 2019 г. промышленность сдала по одному МиГ-35С и МиГ-35УБ. В 2020 г. достроили еще три самолета МиГ-35С и один «УБ». Ожидается, что строительство техники «МиГ» будет продолжаться, однако его темпы пока будут ограниченными.
Рекорды «Сухого»
Основная масса поставок новых боевых самолетов пришлась на технику марки «Су». В 2010-2020 гг. ВВС и ВМФ получили более 370 самолетов шести типов. При этом одним модели производились достаточно крупной серией, тогда как другие вошли в статистику в минимальных количествах. К примеру, ВВС пока получили лишь один серийный Су-57, а строительство Су-27СМ было завершено еще в 2011 г. в связи с появлением более новых модификаций.
В 2010-11 гг. армии передали всего четыре истребителя Су-30М2. В 2013 г. приняли еще три новые машины, а в 2014-16 гг. их парк увеличился на 13 ед. Получив 20 таких самолетов, заказчик свернул их производство.
В 2012 г. ВВС получили первую пару новейших Су-30СМ, и в течение нескольких следующих лет темпы производства таких машин росли. Максимум был достигнут в 2015 г. – 27 ед. Последние Су-30СМ передали в 2018 г., завершив серию из 114 ед. В структуре поставок последнего десятилетия именно Су-30СМ является наиболее массовым истребителем.
В том же 2012 г. вооруженным силам поставили два первых серийных Су-35С. В следующем 2013-м сдали уже восемь, а затем установили рекорд – 24 ед. В 2015-16 гг. поставки сократились до 12 ед. в год, а с 2017 по 2020 г. сдавали по 10 машин. В общей сложности построили и передали заказчику почти сотню таких истребителей, что известным образом сказалось на боеспособности ВВС.
Особое место в программе модернизации фронтовой авиации занимает производство бомбардировщиков Су-34. Его запустили еще в конце двухтысячных годов, но на крупные темпы поставок вышли только в рамках Госпрограммы-2020. Так, в 2010 г. армии сдали всего четыре такие машины вдобавок к трем переданным ранее. В 2011-м поставили 6 ед. Уже в следующем году в строй встали 14 самолетов, а в 2014-17 гг. получали по 16-18. В 2018 г. достроили 12 ед.; столько же суммарно вышло и в 2019-2020 гг. В общей сложности за рассматриваемый период ВВС приобрели 126 бомбардировщиков Су-34, причем почти все в период действия прошлой Госпрограммы.
Учебное направление
Особое значение для ВВС и морской авиации имеют учебно-боевые самолеты Як-130. Первая поставка серийной техники этого типа имела место в 2009 г. Затем производство продолжалось и набирало темпы. С 2011 по 2015 гг. армия заключила несколько крупных контрактов на Як-130, по которым в ВВС и ВМФ в общей сложности было поставлено более 105 ед. техники.
До полноценного запуска Госпрограммы-2020 темпы строительства учебных самолетов были невелики – 6 ед. сдали в 2010 г. и всего 3 в 2011-м. Однако уже в 2012-13 гг. ВВС передали 15 и 18 самолетов соответственно. Пик имел место в 2014 г., когда в строй поставили 20 машин. Впоследствии ежегодные поставки колебались в пределах от 6 до 14 ед. в год. В связи с исполнением имеющихся контрактов в 2019 г. новые Як-130 заказчику не поставлялись, но в 2020-м армии передали 4 ед. следующего заказа.
Новые заказы
За счет грамотного планирования и резкого увеличения финансирования в 2010-2020 гг. удалось значительно обновить парк техники боевой авиации ВВС и ВМФ. Однако были решены далеко не все актуальные задачи в этой области, и новые меры по развитию будут приняты уже в рамках текущей Госпрограммы на 2018-2025 гг.
В первую очередь, необходимо продолжать производство современной авиационной техники как с целью повышения боеспособности войск, так и для постепенной замены устаревающих и списываемых машин. В прошлом году сообщалось о скором подписании новых контрактов на истребители и учебные самолеты всех основных типов. Поставки по этим заказам могут начаться уже в 2021 г. и решить часть имеющихся проблем. Имеются сведения о планах на десятки самолетов разных типов.
Нетрудно заметить, что в 2010-2020 гг. боевые самолеты строились только для тактической авиации, тогда как дальняя обновлялась исключительно за счет модернизации наличного парка. В ближайшее время ситуация начнет меняться. В этом году ожидается сдача первого бомбардировщика Ту-160М новой постройки, а в будущем численность таких машин вырастет. Позже, к середине десятилетия, ожидается запуск производства принципиально новых бомбардировщиков ПАК ДА.
Важный период
Таким образом, период 2010-2020 гг. имел большое значение для восстановления и модернизации российской боевой авиации. Ежегодные поставки техники в сравнении с предыдущими периодами выросли в разы. Наблюдался количественный и качественный рост. Кроме того, последние Госпрограммы вооружений положительно повлияли на состояние авиационной промышленности и связанных отраслей.
После 2020 г. процесс модернизации боевой авиации ВВС и ВМФ не остановится. Планируются и заключаются новые контракты, которые будут выполняться в течение нескольких следующих лет. На смену одному важному и ответственному периоду приходит другой – с похожими целями и задачами. При этом новые этапы перевооружения и модернизации будут строиться на фундаменте, заложенном в недавнем прошлом.
Рождение нового советского истребителя
Проект советского фронтового истребителя, разработанного в ОКБ Сухого, отвечал поставленным требованиям и задачам. На то время в СССР уже были известны основные ТТХ американских машин, поэтому для сравнения можно привести данные, которыми должен был обладать новый советский Сухой и под которые подтягивали опытную машину Т-10:
- максимальная скорость полета 2-2,5 Маха;
- скороподъемность 300-350м/с;
- практический потолок 20000 метров;
- тяговая энерговооруженность 1.1-1.2;
- время разгона в интервале скорости 600 км/ч – 1100 км/ч – 12 секунд;
- максимальная дальность 1000 км в полном боевом оснащении;
- перегоночная дальность составляла 2500 км.
Оценивая приведенные данные, можно сказать, что опытный образец во многом представлял собой зеркальную копию американского истребителя. Правда следует делать поправку на то, что в Советском Союзе приведенные данные касались проектной машины, тогда как в США уже перешли от опытных изделий к серийному производству.
Наряду с тактико-техническими данными были определены основные функции, которые должен выполнять истребитель Су 27 в будущем. Перед конструкторами поставили следующую задачу. Машина создавалась для уничтожения истребителей вероятного противника в ближнем воздушном бою. Для этого на борту советского истребителя должны были быть установлены управляемые ракеты класса «воздух – воздух» и бортовое артиллерийское вооружение. Помимо завоевания господства в воздухе самолет выполнял функции воздушного перехвата вражеских воздушных целей на большой дальности и на предельных высотах, как самостоятельно, так и при наведении с командного пункта.
Тактические функции в полосе фронта сводились к следующему:
- прикрытие сухопутных войск от ударов с воздуха;
- защита объектов военной и тыловой инфраструктуры;
- ведение собственной воздушной разведки и противодействие разведывательной деятельности самолетов противника.
В целом машина по всем перечисленным аспектам отвечала духу времени и могла при определенных условиях стать достойным соперником зарубежным аналогам. Что, в сущности, и произошло потом.
Несмотря на то, что в общих чертах компоновка и основные детали конструкции самолета были готовы еще в начале 70-х годов, опытная машина Т-10 впервые поднялась в воздух в мае 1977 года. Этот самолет стал отправной точкой в долгой истории советского истребителя 4-го поколения Су 27. Во время последующих опытных полетов принимали участие три другие однотипные машины, самолеты Т-10-1, Т-10-3 и Т10-4. Планировалось, что на них будут отрабатываться все необходимые узлы и агрегаты будущих серийных машин, которые вот-вот начнут поступать с конвейера советских авиационных предприятий. Все работы велись в ускоренных темпах, так как советский истребитель и так уже опаздывал со своим появлением. Однако ситуация могла обернуться и против новой машины. Ввиду недостаточно проработанной аэродинамической схемы могла возникнуть необходимость в полном пересмотре нового истребителя.
Трагизм ситуации состоял в том, что на авиационном предприятии в Комсомольске на Амуре, где планировалось серийное производство машины, весь технологический цикл был подогнан под строительство новой машины. Отсрочка была чревата нарушением Госзаказа. Несмотря на это с машиной были в экстренном порядке проведены необходимые мероприятия. В итоге Т-10С был запущен в небольшую опытную серию под наименованием Су 27 тип Т-105. Самолеты строились в Комсомольске на Амуре, а двигатели АЛ-31Ф собирались в Москве на заводе «Салют» и в Уфе на моторостроительном заводе.
Первые предсерийные машины использовались для отработки систем вооружения и пилотажных характеристик. Первые полеты серийных самолетов показали, что труд конструкторов не пропал даром. Советский самолет Су-27 по многим параметрам не уступал своему заокеанскому конкуренту, а в некоторых аспектах даже превосходил американский F-15 Eagle. В течение последующего десятилетия машина находилась в состоянии опытного экземпляра. Только в 1990 году состоялось официальное принятие летательного аппарата на вооружение. Основное производство пришлось уже на постсоветский период, так что эту машину можно смело назвать уже российским самолетом. В тяжелые и трудные 90-е годы производство машин продолжалось с переменным успехом. Несмотря на экономические трудности с помощью этой машины Россия сумела создать достаточно мощную авиационную группировку фронтовой авиации.
На сегодняшний день 350 Су 27 составляют основу ВВС России. В 2010 году начато систематическая и плановая модернизация машин в соответствии с ТТХ модификации СМ. В составе морской авиации числятся еще 18 машин, которые входят в авиационную группу тяжелого авианосного крейсера «Адмирал Кузнецов».
Машину начали выпускать в двух вариантах Су-27С (серийный самолет) и Су 27П (самолет-перехватчик). На западе истребителю присвоили код «Flanker-B», что в переводе буквально означает фланговый удар. Такое название свидетельствует о высоких летно-технических характеристиках, которыми обладала российская машина.
Су-30СМ2 покоряет планету. Новая серия летучего блокбастера
Хотя современный вид программа Су-30 приобрела уже в российские времена, родилась машина с таким индексом в последние годы существования СССР. В ее основе лежало желание создать новый барражирующий перехватчик для войск ПВО страны.
Из-за больших просторов, порой плохо покрытых аэродромной сетью (особенно на севере и восточнее Урала), в ПВО всегда была ниша для машины с высокой длительностью полета. Хрестоматийным представителем такого класса был Ту-128 – огромный самолет с взлетной массой за 40 тонн, сделанный на основе бомбардировщика. Во второй половине 1980-х годов они уже устарели и снимались с вооружения. МиГ-31 обладал выдающимися скоростными и высотными характеристиками, но не был оптимален к длительному патрулированию на «обычных» высотах и скоростях.
В данном случае платформа Су-27 оказалась так удачна для длительного патрулирования, что решили еще больше усилить ее возможности за счет создания на базе учебно-боевой двухместной «спарки» Су-27УБ перехватчика с высокой длительностью полета.
Отличия новой модификации, первоначально получившей индекс Су-27ПУ, от обычных машин были не слишком велики: установлена система дозаправки в воздухе, улучшенные системы навигации, управления вооружением и связи. После самолет назвали Су-30. С 1992 года запустили в серию — первоначально очень небольшую.
Потом машину решили еще раз модернизировать. Возможно, тут сыграл роль анализ недавней «Бури в пустыне», в которой хорошо показал себя именно ударный американский F-15E (также сделанный на основе истребительной «спарки»). Так или иначе, но очень быстро началась разработка уже на базе Су-30 многоцелевой машины с расширенными ударными возможностями.
«Индийская» модернизация против «китайской»
Активная работа привела к результату – в 1996 году был подписан судьбоносный контракт с Индией на первые Су-30МКИ («Модернизированный коммерческий индийский»), а в 1998 году — с Китаем на Су-30МКК («Китайский»).
Таким образом, в истории Су-30 есть две совершенно разнонаправленные «ветви» развития, имеющие только общего предка в виде самой первой «спарки» на базе Су-27. Машины этих ветвей производились на разных заводах, для разных зарубежных клиентов (отечественные ВВС закупали и те, и те) и развивались автономно.
Су-30МКК отличался относительно небольшим количеством изменений по сравнению с оригиналом и производился на Комсомольском авиазаводе (КнААЗ). От простых двухместных Су-27УБ его проще всего отличить по более высокому хвостовому вертикальному оперению с прямой, а не «срезанной» верхней кромкой. Эти машины ориентировались на выполнение ударных задач, были относительно недороги и быстро разработаны. Дальнейшим его развитием стал Су-30МК2 с улучшенным бортовым оборудованием и расширенным набором вооружения.
Хотя первый контракт с Китаем был подписан позже, чем с Индией, поставки начались с 2000 года – на два года раньше, чем у Су-30МКИ. Соотношение цена-качество привлекло многих клиентов — только Китай купил сто истребителей, а еще были заказы Венесуэлы (24 шт.), Вьетнама (60 шт.), Индонезии (11 шт.), Уганды (6 шт.).
Еще двадцать истребителей этой ветки развития под индексом Су-30М2 купила Россия – в первую очередь они использовались как замена Су-27УБ.
«Иркутские» же Су-30 для Индии были куда сложнее, дороже и — как ни удивительно — оказались благодаря этому более успешны. Самолет получил кардинально обновленное бортовое оборудование, двигатели с управляемым вектором тяги и хорошо заметное внешнее отличие: переднее горизонтальное оперение, ПГО (небольшие «крылышки» перед основным — нужны для дополнительной подъемной силы в носовой части, улучшения маневренности и аэродинамики в целом).
Все это потребовало значительного времени на доработку, но стоило того – получился не просто истребитель, получивший ударные функции (как тот же F-15E), но и радикально повысивший маневренность.
Это было оценено по достоинству – Индия закупила к текущему моменту 272 машины (фантастическое количество не только для тяжелого истребителя, но и просто для машины четвертого поколения), Малайзия – 18, Алжир – 58 (поставки продолжаются).
Машина создавалась с привлечением ведущих производителей БРЭО (Бортового радиоэлектронного оборудования) из стран, с которыми в тот момент Москва активно сотрудничала (в первую очередь нужно упомянуть Францию и Израиль), привлекались к сотрудничеству и местные фирмы.
Су-30СМ2 как новый этап
Когда встал вопрос обновления матчасти российской военной авиации неудивительно, что взоры обратились не только на Су-35 (производство которого надо было еще осваивать и лечить машину от «детских болезней»), но и на идеально отработанный в серии и «вылизанный» иркутский Су-30. В краткие сроки был создан вариант для национального заказчика под индексом Су-30СМ, его поставки были начаты с 2012 года.
На первом этапе для ВКС России и морской авиации ВМФ России было закуплено в сумме 116 машин. Кроме того, истребитель, идеальный по соотношению цена-качество, был выбран в качестве «единого истребителя ОДКБ» — его закупил Казахстан (идут поставки, планируется не менее 36 машин), Армения (4 машины), Белоруссия (идут поставки, планируется не менее 12 машин). Истребитель активно предлагается на экспорт, теперь под индексом Су-30СМЭ, реализуется в частности контракт на поставки Мьянме.
В 2020 году был подписан новый контракт с МО России на машины новой модификации Су-30СМ2. В условиях повысившейся закрытости закупок точное количество не озвучивалось (тем более это было большое пакетное подписание контрактов на различную авиатехнику), но публиковались оценки о минимум 21 Су-30СМ2 только для ВМФ.
Вероятно, сегодня мы имеем дело с почти столь же этапным периодом в развитии семейства, как и создание Су-30МКИ. Если создание Су-30СМ1 ограничивается модернизацией бортового радиоэлектронного оборудования (в частности заменой ряда оставшихся от более «тихих времен» иностранных компонентов) и расширением номенклатуры вооружения, то на Су-30СМ2 должен быть установлен новый двигатель, аналогичный (или близкий) используемому на Су-35С.
Новая силовая установка отличается большей мощностью, что позволит не только и не столько улучшить летные характеристики, а еще и повысить энергетические возможности самолета в смысле электропитания, а это позволит поставить например более мощную радиолокационную станцию
– в первую очередь источники говорят о «Ирбисе», мощнейшей станции Су-35С, но возможно на деле это будет родственная ей система.
Новый Су-30 можно будет еще лучше продвигать на экспорт вместе с Су-35 как пакетное предложение. Кроме того, можно будет предложить модернизацию покупателям Су-30 – той же Индии. Нью-Дели год за годом погружается все дальше в проблему старения своего парка.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Газеты.Ru».