Требования и правила написания эссе по обществознанию ЕГЭ 2021

В ЕГЭ по любому предмету все держится на критериях. Эссе по обществознанию ЕГЭ — не исключение. Для того, чтобы получить максимум баллов, в вашем сочинении должны быть:

  • цитата;
  • проблема;
  • суть высказывания;
  • мнение ученика о проблеме и объяснение позиции;
  • два аргумента;
  • вывод.

Перед тем, как начать писать эссе по обществознанию ЕГЭ, нужно выбрать тему. Конкретного списка нет, но есть разделы, к которому будут относиться эти темы:

  1. Философия;
  2. Экономика;
  3. Социология;
  4. Политология;
  5. Правоведение.

Теперь давайте разберемся с самими критериями оценивания каждого из пунктов, чтобы писать их правильно.

Примерный план сочинения

  1. Вступление
  2. Отражение проблемы в тексте:
    • формулировка проблемы
    • почему эта проблема сегодня актуальна?
  3. Комментарий проблемы
    • о чем пишет автор
    • как пишет автор
    • к какому выводу приводит читателя
  4. Авторская позиция
  5. Позиция ученика:
    • согласие/несогласие с автором
    • собственная позиция
  6. Аргументация (2 аргумента)
  7. Вывод — заключение

Теперь более подробно о структуре:

1. Цитата.

Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.

2. Проблема и ее актуальность.

Клише:

Данная проблема является актуальной в условиях.

  • . глобализации общественных отношений;
  • . формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • . обострения глобальных проблем современности;
  • . особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • . развития международной интеграции;
  • . современной рыночной экономики;
  • . развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • . жесткой дифференциации общества;
  • . открытой социальной структуры современного общества;
  • . формирования правового государства;
  • . преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • . диалога культур;
  • . необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.

3. Смысл высказывания.

Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише:

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что. »
  • «Автор обращает наше внимание на то, что. »
  • «Автор убеждён в том, что. »

4. Собственная точка зрения.

Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.

Используй клише:

  • «Я согласен с автором в том, что. »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу. »
  • «Автор был прав, утверждая, что. »
  • «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества. ситуацию, сложившуюся в обществе. одну из проблем современности)»
  • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что. »
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу. но с . не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что. »

5. Теоретическая аргументация.

Необходимо использовать знания по обществознанию: термины, понятия, мнения ученых, направления научной мысли.

Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.

6. Примеры из социальной практики, истории и литературы.

  1. Использование примеров из социальной практики, истории, литературы.
  2. Использование собственного опыта из жизни.

Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее.

7. Вывод.

В заключении подводится итог рассуждения — 1-2 предложения.

Используйте клише:

  • «Таким образом, можно сделать вывод. »
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что. »
  • задание 29 ЕГЭ по обществознанию.
  • варианты ЭГЭ по обществознанию.
Читать еще:  Дед Мороз и весна. Заяц, косач, медведь и Дед Мороз: Виталий Бианки. Рассказы. Рассердился и ушёл так далеко, что скоро Заяц, Косач да Медведь и совсем о нём забыли Примечания Е. В. Бианки

Предварительный просмотр:

Алгоритм написания эссе по обществознанию:

1. Вступление. Формируем идею (смысл) цитаты ( не проблему! ), используя следующие клише :

  • «В своём высказывании (ФИО) выдвигает идею…» И поясняем её более подробно:
  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»
  • Пишем своё мнение ( необязательный пункт ):
  • «Я согласна (согласен) с мнением ФИО по поводу…»

НЕ НУЖНО ПИСАТЬ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ! – большинство цитат, которые даются для эссе, не проблемные.

2. Теоретическая часть. Выписав, на черновик необходимые понятия и термины (не меньше 3), раскрываем их понятия и органично вписываем в абзац, связывая с идеей цитаты . Также необходимо по мере раскрытия теоретической части писать свои рассуждения, связывая из с терминами.

Клише для теоретической части:

  • «Для подтверждения данной идеи обратимся к теории. (Первый термин и понятие и так далее) ».
  • «Из курса обществознания нам известно, что..»

3. Аргументы. Пишем два аргумента (не меньше, больше – можно), которые раскрывают приведённую идею, взяв их из разных источников (СМИ и литература, кинофильм и курс обществознания в школе и др.).

Клише для аргументов:

  • «Для подтверждения этой идеи приведу статью, которую я прочитал(а) в газете «Вестник». В ней говорится о…» – первый аргумент.
  • «Из курса географии/ обществознания/ истории я узнала(а) о такой…» – второй аргумент .

В аргументах не только описываем ситуацию, но и рассуждаем о её связи с идеей.

4. Вывод. Кратко подводим итог всему написанному выше:

  • «Таким образом, оба примера ещё раз доказывают выдвинутую автором идею о том, что…».

Пишем кратко и чётко. Новых идей и мыслей не вводим.

Алгоритм написания эссе по обществознанию:

1. Вступление. Формируем идею (смысл) цитаты ( не проблему! ), используя следующие клише :

  • «В своём высказывании (ФИО) выдвигает идею…» И поясняем её более подробно:
  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»
  • Пишем своё мнение ( необязательный пункт ):
  • «Я согласна (согласен) с мнением ФИО по поводу…»

НЕ НУЖНО ПИСАТЬ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ! – большинство цитат, которые даются для эссе, не проблемные.

2. Теоретическая часть. Выписав, на черновик необходимые понятия и термины (не меньше 3), раскрываем их понятия и органично вписываем в абзац, связывая с идеей цитаты . Также необходимо по мере раскрытия теоретической части писать свои рассуждения, связывая из с терминами.

Клише для теоретической части:

  • «Для подтверждения данной идеи обратимся к теории. (Первый термин и понятие и так далее) ».
  • «Из курса обществознания нам известно, что..»

3. Аргументы. Пишем два аргумента (не меньше, больше – можно), которые раскрывают приведённую идею, взяв их из разных источников (СМИ и литература, кинофильм и курс обществознания в школе и др.).

Клише для аргументов:

  • «Для подтверждения этой идеи приведу статью, которую я прочитал(а) в газете «Вестник». В ней говорится о…» – первый аргумент.
  • «Из курса географии/ обществознания/ истории я узнала(а) о такой…» – второй аргумент .

В аргументах не только описываем ситуацию, но и рассуждаем о её связи с идеей.

4. Вывод. Кратко подводим итог всему написанному выше:

  • «Таким образом, оба примера ещё раз доказывают выдвинутую автором идею о том, что…».

Пишем кратко и чётко. Новых идей и мыслей не вводим.

Аргументация

Теоретическая аргументация

Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:

Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);

Теоретические положения по теме.

В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.

В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.

Ещё один вариант теоретического аргумента: «Древнегреческий учёный Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек может жить только в обществе, вне общества — он никто. Общество создаёт человека».

Читать еще:  Освоение сибири характер русской колонизации кратко. Освоение сибири. Русские посольства в Китай: Федор Байков, Иван Перфильев, Милованов

Фактическая аргументация

Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:

️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);

Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;

Для того, чтобы получить максимальные 2 балла по критерию «Качество приводимых социальных фактов и примеров», нужно привести не менее двух развёрнуто сформулированных и подтверждающих идею фактов из разных источников. Примеры также должны быть разными по смыслу.

К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.

Хорошо, если вы приведёте пример из литературы, раскрывающий проблему. В данном случае подойдут романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984» или Евгений Замятин «Мы».

Подготовка к ЕГЭ 2020: как писать эссе по обществознанию

Измененные критерии оценки

Уже не в первый раз корпорация «Российский учебник» приглашает специалистов рассказать о задании № 29 из ЕГЭ по обществознанию. Актуальная информация постоянно трансформируется и дополняется. Например, в этом году изменилась формулировка задачи. Слово «проблема» заменили понятием «идея», и ученик может проработать не все идеи высказывания, а одну из них. Существенно поменялись критерии оценки:

  • 29.1 Раньше ребенок мог показать свое понимание темы в общем контексте сочинения. В 2018 году для этого необходимо будет выделить и сформулировать идеи высказывания. Если требование не выполнено, за все сочинение ставится 0 баллов
  • 29.2 Высший балл не будет получен, если теоретические рассуждения не связаны между собой. Поскольку все высказывания разные, нельзя сказать, сколько именно понятий должно быть раскрыто. Но для хорошей отметки, конечно, нужно выделить все тезисы.
  • 29.3 Раньше балл вычитался за наличие ошибок, теперь он начисляется бонусом за их отсутствие.
  • 29.4 По-прежнему необходимо привести два фактических аргумента из разных источников, но теперь эти примеры нужно представить развернуто и указать, как они связаны с высказыванием.

Таким образом, критериев стало больше. Максимальное количество баллов за сочинение в 2018 году: 6.

Учтем еще одно важное изменение. Раньше серьезным требованием было соответствие содержания одной науке. Но поскольку границы наук условны, теперь ученики могут рассматривать темы в разных контекстах, и это не будет ошибкой. Возьмем, например, высказывание из права: «Полное подчинение закону доброты устранит необходимость в правительстве и государстве (О. Фронтингем)» — его также можно отнести и к политике, и к социологии, и к философии.

Распространенные ошибки

Выделим основные трудности, с которыми ученики сталкиваются в задании № 29.

  • Выбор темы

Ученику предложено 5 тем сочинения. Как сделать правильный выбор:

    • Понимать, что главный критерий — возможность выполнить все требования.
    • Заранее определить для себя основную науку. Быть готовым к смене выбора: на экзамене тема по этой науке может оказаться неприемлемой. При подготовке использовать списки тем, представленные в интернете.
    • При прочих равных условиях не выбирать образные темы. Каждый год встречаются формулировки, с которыми не справляются даже отличники. Например: «Семья это кристалл общества (В. Гюго)».
    • Ориентироваться на свои возможности и особенности, а не на рекомендации учителя. У педагога может быть предвзятое отношение к тем или иным темам. Мнения специалистов по поводу «удобства» и «неудобства» тем расходятся.
  • Ориентир на другие предметы

Часто ученики стараются соблюсти в сочинении по обществознанию требования к сочинениям по другим предметам. Это не только не помогает, но и увеличивает вероятность ошибки. В действительности не учитываются:

    • объем (умение излагать мысли лаконично — это плюс),
    • грамматические ошибки (но не в тех случаях, когда они влияют на смысл),
    • структура,
    • стиль (уже не эссе),
    • правильная постановка проблемы,
    • знания об авторе высказывания (можно вписать, но это не оценивается),
    • моральная/идеологическая позиция (однако, нельзя нарушать законы РФ и не рекомендуется высказывать резкие позиции по любой теме).
  • Переписывание темы
Читать еще:  Как избежать встречи с мошенниками, покупая или продавая недвижимость. У меня небольшой долг. Почему мне звонят коллекторы

К сожалению, даже отличники из-за волнения иногда неправильно переписывают тему. Ошибкой может стать пропуск слова, пропуск или добавление частицы «не», пропуск или замена буквы, пропуск или добавление возвратной частицы, изменение знаков препинания. Все это меняет смысл темы и приводит к 0 за сочинение.

  • Шаблонные фразы

Некоторые формулировки часто выглядят глупыми и раздражают экспертов. Например, «проблема, актуальная во все времена», «тема открывает огромный простор для размышлений» и другие. Это вовсе не значит, что их нужно непременно избегать. Главное, чтобы в тексте все было уместно и логично.

  • Неправильные примеры

Что не засчитывается:

    • Домыслы («что было бы»).
    • Выдуманные примеры.
    • Факты, которые не являются фактами.
    • Примеры без конкретики.
    • Примеры, больше похожие на теории.
    • Пример с фактическими ошибками.
    • Примеры не из области представленной теории.
    • Примеры, опровергающие собственные теоретические положения ученика.
    • Модельные примеры (но могут быть исключения).
    • Примеры из одного вида источника.
  • Домашние заготовки

Во многих работах встречаются лишние положения. Например, определение общества, неуместное использование определения науки — это в большинстве случаев портит работу и вызывает недовольство экспертов.

Часто задаваемые вопросы

Рассмотрим также распространенные вопросы по содержанию текста.

Нужно ли соглашаться с автором? Не обязательно. Конечно, встречаются высказывания об относительности явлений, с которыми невозможно не согласиться, например: «Общество не обязательно соответствует политическим границам (С. Тернер)». Но также есть и провокационные фразы, с которыми согласиться очень сложно. В любом случае в аргументации должна прослеживаться отношение экзаменуемого к теме.

Как сформулировать смысл высказывания и сколько идей лучше раскрывать? Все зависит от конкретного высказывания. Лучше сузить изучение аспекта до одной науки.

Можно ли выделить только часть высказывания? Специалисты считают, что нельзя, поскольку высказывание несет определенный смысл. Ученик должен показать, что понял высказывание целиком, даже если хочет уделить основное внимание одной его части.

Как выучить теоретические положения? Когда понять и усвоить не получается, можно использовать простой прием: «Спиши правильно». Ученик должен за короткое время найти и списать из учебника теоретические обоснования по конкретной теме — это поможет запомнить положения.

Скольким понятиям нужно дать определение? Нужно дать определение всем понятиям из высказывания, а их количество разнится. Важно при этом не превратить работу в словарь. Подробнее — в материале «ЕГЭ по обществознанию: работа с понятиями».

Методы подготовки

В изданиях корпорации «Российский учебник» полностью реализована система подготовки к написанию сочинения по обществознанию. Авторы представляют памятки, примеры, списки тем, а также алгоритмы поэтапного формирования необходимых умений.

Специалистов часто спрашивают, сколько нужно написать сочинений при подготовке. Ответ: как можно больше, чтобы «набить руку», и до 5 штук на высший балл. Кроме тренировки, ученику полезно вести копилку информации на выбранные темы, просматривать эталоны сочинений на тематических сайтах и проверять работы с учителем по пробным критериям.

Фразы-клише для использования в эссе

Используйте шаблоны и фразы-клише в своем эссе. Лучше потратить время на описание проблемы или аргументацию, чем на попытку более красиво сформулировать фразу.

Фразы для формулирования проблемы высказывания

  • автор хотел донести мысль о том…
  • смысл приведенного высказывания состоит в…
  • автор обращает внимание на…
  • актуальность поднятой проблемы состоит в…

Фразы для выражения своей позиции

  • нельзя не согласиться с автором данного высказывания…
  • я согласен с автором в том, что…
  • я придерживаюсь точки зрения…
  • на мой взгляд, в высказывании отражается…

Фразы для аргументации

  • рассмотрим высказывание с точки зрения…
  • обратимся к теоретическому смыслу высказывания / примерам из истории…
  • данное высказывание имеет основание в…
  • для обоснования данного высказывания…
  • факты общественной жизни говорят…

Фразы для формулирования вывода

  • таким образом…
  • следовательно…
  • в заключении можно сделать вывод…
  • на основании вышесказанного, можно утверждать…
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector