Публицистический стиль; речи
Публицистический стиль — это язык общественно-политической литературы и средств массовой информации: газет, журналов, радио и телевидения.
Публицистику называют летописью современной жизни общества. С этой точки зрения можно утверждать, что она отражает текущую историю.
Нет такой темы, которая ни интересовала бы журналистов. Публицистика обращена к злободневным политическим, социальным, культурным, философским, бытовым проблемам общества. С этой позиции отметим, что публицистический стиль речи реализуется для выражения достоверной и исчерпывающей информации читателей о важных событиях общественно-политической жизни.
В Германии завершились парламентские выборы. Как сообщает телеканал ARD , согласно предварительным данным Федеральной избирательной комиссии страны по итогам подсчёта данных всех 299 округов после подсчёта 100% бюллетеней во всех округах победу одержала Социал-демократическая партия Германии — она получает 25,7% голосов ( лидер — Олаф Шольц).
С другой стороны, этот стиль речи призван не только информировать, но и воздействовать на свою аудиторию, формировать у читателей определенный взгляд на обсуждаемые события и животрепещущие вопросы внутренней и внешней политики, экономики, культуры, спорта, то есть в конечном итоге влиять на мировоззрение общества. Учитывая выявленную функциональность, определим, что такое публицистический стиль речи.
В связи с задачей воздействовать на людей публицистике присущи характерные стилевые черты:
- призывность
- яркость
- эмоциональность
Этот функциональный стиль речи чаще всего оформляется в виде монолога об описываемом явлении или проблеме. Например, автор статьи о русском писателе Ф. М. Достоевском ведет доверительный разговор со своим читателем.
Герой наших дней
Достоевского массово издают в Китае, Корее, Аргентине, Бразилии, не говоря уж о Европе, где с его романами знакомы уже очень давно. Правда, долгое время Достоевского на Западе полагали автором полицейских и фельетонных романов, которые пишутся за месяц, читаются за вечер и забываются через пару дней. Тех же «Братьев Карамазовых» считали криминальным бытовым романчиком и при переводе выбрасывали из него «Легенду о Великом Инквизиторе». Теперь же на конференции Института русской литературы РАН, прошедшей нынешним летом, швейцарская писательница Ильма Ракуза заявила: «Безусловно герой нашего времени — Иван Карамазов и его «Легенда о Великом Инквизиторе», в которой дан глубокий анализ механизмов тоталитаризма и которая и по сей день остаётся необычайно актуальной».
Публицистический стиль
Аналитические: корреспонденция, статья, рецензия.
Художественно-публицистические: зарисовка, очерк, эссе.
Выступления на общественно-политические темы, театрально-драматические и музыкальные композиции, направленные на решение социальных проблем.
Характеристика стиля
Функциональные стили речи выделяются исходя из того, какой арсенал языковых средств они употребляют и для какой цели служат. В современной справочной литературе принято выделять, по крайней мере, 5 стилей: научный, официально-деловой, разговорный, художественный и публицистический.
Основная сфера применения публицистического стиля — все виды средств массовой информации, к которым относятся печатные информационные издания, телевидение, радио, Интернет-издания информационного характера и прочее. Выступления различных ораторов на те же социальные, политические и другие значимые темы также относятся к сфере употребления этого стиля речи.
Тип информации, передаваемой при помощи применения публицистического стиля речи, может варьировать от нейтральных новостей о социальной, спортивной или культурной жизни до острых общественно-политических заметок. Такие особенности публицистического стиля речи говорят о его внедрении во все сферы жизни человека.
Публицистический стиль речи — язык СМИ, однако он действует также и в литературе. Публицистические произведения наиболее полно и правдиво передают информацию о тех или иных эпохах, событиях или личностях. Публицистика в литературе во многом строится на рассуждениях автора, в то время как медийная публицистика опирается на факты в передаче определенной информации.
Публицистический стиль реализуется в таких жанрах, как: репортаж, заметка, интервью, отчет, статья, обзор, рецензия, очерк, памфлет, фельетон и т.д.
Критерии отбора новостей
В первую очередь публицистический стиль ассоциируется с журналистикой и СМИ. Особое место в масс-медиа занимают новостные заметки: они пользуются спросом и привлекают основной процент трафика. Поэтому предлагаю уделить внимание одному очень интересному моменту: каким образом создается новостное сообщение и по каким критериям «отбирают» новости?
Далее вы узнаете о 10 критериях отбора новостей:
- Актуальность. Новость должна соответствовать запросам и интересам аудитории. Жителям Киева не особо полезна информация о строительстве новой дороги в городке Мироновка.
- Своевременность. Информация о событии должна быть свежей и появиться во время, никто не будет читать о результатах голосования спустя две недели после выборов.
- Ясность и однозначность. Простые, понятные новости более доступны для широкой публики и вызывают больший интерес.
- Предсказуемость. У значимых событий обычно есть конкретные даты проведения (например, день выборов, начало Олимпийских игр, дата проведения чемпионата по футболу). Поэтому с приближением такого события повышается интерес общественности, и новость приобретает большую ценность.
- Неожиданность. С другой стороны, непредсказуемые события и явления (природные катаклизмы, катастрофы или преступления) также вызывают интерес у общественности.
- Значение и масштаб события. Война, выборы, протесты, спортивные игры и другие важные события требуют длительного и детального освещения в прессе.
- Композиция. Иногда для того, чтобы разбавить, к примеру, негативность информационного потока, редактор отбирает новостные сообщения противоположного характера: забавные случаи, любовь, романтика, спасение, животные, приключения, риск и т.д.
- Знаменитости. Новостные заметки с участием политиков, артистов, спортсменов в силу своего статуса и узнаваемости чаще публикуются в СМИ и вызывают к себе повышенной интерес.
- Страны, занимающие ведущее положение в мировой экономике и политике. Забастовка, стихийное бедствие или авиакатастрофа в развитой стране тут же попадет в масс-медиа, а вот про недостаток питьевой воды в Эфиопии можно и попозже написать.
- Негативность. «Плохие» новости пользуются большей популярностью.
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Большое человеческое Вам спасибо и хорошего дня.