Моих детей перевернули в гробах»

«Моих детей перевернули в гробах». Лишившись семьи, Виталий Калоев убил авиадиспетчера, но смог начать новую жизнь

О трагедии строителя из Владикавказа знает весь мир: 1 июля 2002-го в страшной авиакатастрофе над Боденским озером погибла вся его семья. Через 478 дней Виталий Калоев лично приехал к Петеру Нильсену, на которого возлагал вину за случившееся, и зарезал его. Архитектора посадили в тюрьму, и лишь спустя годы он сумел начать все с чистого листа.

15 января Виталию Калоеву исполняется 65, и нет сомнений, что юбилей он проведет в кругу семьи: с женой Ириной и двухлетними двойняшками Софьей и Максимом. Но сколько в жизни мужчины было безрадостных праздников, серых дней, омраченных отсутствием рядом любимых?

Не раз архитектор говорил, что был бы счастлив, если б избежал широкой известности, а главное — если бы уберег от смерти близких. Судьба распорядилась иначе, и теперь о боли Калоева и десятков других людей, потерявших родных в авиакатастрофе над Боденским озером, напоминает мемориал «Разорванная жемчужная нить». Огромные бусины, раскатившиеся по немецким полям: прототипом для них стало то самое украшение, что строитель подарил дочке…

Кто был виноват в том, что жена Светлана и двое детей Виталия Константиновича погибли? Как мужчина решился на убийство диспетчера швейцарской компании, отвечавшей за управление движением самолетов, и смог ли обрести душевное равновесие после отбывания тюремного срока?

Почему самолеты столкнулись

Оба воздушных судна летели над Германией, но за их движение в этом месте отвечала частная компания Skyguide из Швейцарии. В ту ночь в ее диспетчерском центре в Цюрихе находилось лишь два авиадиспетчера. Прямо перед столкновением один из них отправился на перерыв, и дежурить остался только 34-летний Петер Нильсен, которому пришлось работать сразу за двумя терминалами. Рядом с ним была также ассистентка, но она никакой роли не сыграла, да и не могла этого сделать.

Читать еще:  Сознание успешного человека. Лекторий. Илон Маск — нереальный мечтатель, или Зачем людям становиться киборгами? Кто был уверен в возможностях разума человека

В диспетчерской была отключена часть оборудования, и Нильсен пропустил момент опасного сближения двух самолетов, летевших на одной и той же высоте – 11 000 метров. Он меньше чем за минуту до пересечения их траекторий попытался исправить ситуацию и передал на Ту-154М команду на экстренное снижение, но было уже поздно. На последних секундах пилоты обоих самолетов смогли увидеть друг друга, каждый из них полностью отклонил штурвал, но и это не помогло.

Расследование показало, что:

  • диспетчер не обеспечил самолетам безопасное эшелонирование, его команда на Ту-154М поступила слишком поздно;
  • в Skyguide знали о нехватке персонала для работы в ночную смену и не решали проблему; несколько лет компания мирилась с тем, что по ночам управление воздушным движением ложилось на единственного диспетчера, пока его коллега отдыхал;
  • в день столкновения оборудование, которое подсказывает диспетчерам об опасном сближении самолетов, отключили для выполнения технического обслуживания;
  • в диспетчерском центре Skyguide был отключен основной телефон, а дублирующий оказался неисправным; из-за этого Нильсен не получил предупреждения об опасном сближении самолетов от своих коллег из немецкого города Карлсруэ, которые также следили за воздушным движением на его участке ответственности; оказалось, что в Цюрих из Карлсруэ звонили для этого 11 раз.

Современные самолеты оснащаются системой TCAS (Traffic collision avoidance system), которая в автоматическом режиме меняет высоту, если есть риск опасного сближения с другим бортом. Она сработала на обоих воздушных суднах. Нильсен передал Ту-154М команду снижаться, и пилоты выполнили ее, несмотря на то, что TCAS информировала о необходимости набрать высоту. На грузовом «Боинге» автоматика отработала в штатном режиме и тоже повела самолет вниз, но диспетчер не услышал этого сообщения, потому что в том самый момент с ним на связь вышел другой борт.

Слишком поздно

Вскоре после катастрофы стало известно, что в произошедшей трагедии виноват диспетчер частной швейцарской компании Skyguide, которая отвечала за воздушное сообщение в этом районе Германии. Эксперты назвали два фактора, которые привели к столкновению самолётов. Накануне в диспетчерской сменили оборудование, новая система работала с ошибками, о чём предупреждали развешенные по офису напоминания, на которые диспетчеры обращали мало внимания.

Читать еще:  Большой Арктический государственный заповедник: зона Арктических пустынь России. Большой арктический заповедник: интересные факты, достопримечательности и фото Где расположен арктический заповедник

К тому же в момент катастрофы в диспетчерской вопреки всем правилам работало всего два сотрудника, один из которых вышел на перерыв. Следить за воздушным пространством остался 34-летний Петер Нильсен. Из-за сбоя в работе оборудования диспетчер слишком поздно увидел, что самолёты находятся близко друг к другу. За минуту до столкновения он попытался предотвратить трагедию. Нильсен сказал Ту-154 снижаться, хотя система предупреждения опасных сближений рекомендовала пилотам набирать высоту. На снижение пошёл и боинг. Также диспетчер передал пилотам Ту-154, что второй самолёт находится справа, когда тот был слева. Самолёты столкнулись.

Впервые фамилию Нильсена Калоев услышал во время спасательных работ. После этого мужчина несколько раз обращался к руководству Skyguide, пытаясь узнать степень вины диспетчера в случившейся трагедии. Но в компании не хотели с ним разговаривать.

Расследование происшествия длилось почти два года. Skyguide, как могла, уходила от ответственности. В итоге адвокаты навигационного сервиса предложили родственникам погибших отказаться от всех претензий в обмен на компенсацию. Но Калоеву не нужны были деньги, он просто хотел, чтобы тот, кто невольно оказался повинным в гибели его семьи, принёс ему извинения. В свою очередь адвокаты убедили швейцарца Петера Нильсена, что извинения предполагают признание его вины, а это может повлиять на судебное решение.

«Я лишь требовал, чтобы люди из авиакомпании извинились перед родными погибших, как и положено по-людски, а они постоянно выкручивались…» — признался Калоев.

В конце концов вина была возложена на руководство Skyguide, которое не обеспечило свой центр достаточным количеством диспетчеров, при этом никто не назвал Петера Нильсена виновником трагедии, его просто временно отстранили от работы. Но Калоеву было этого недостаточно, он хотел, чтобы у него попросили прощения. Через год после случившегося мужчина добился встречи с директором компании Аланом Росье и вынудил того признать, что вмешательство диспетчера не позволило самолётам разлететься. После этого разговора встреча с Нильсеном стала для Калоева идеей фикс. Но адвокаты Skyguide прислали ему письмо, в котором заявили, что компании и диспетчеру не за что перед ним извиняться.

Тогда Калоев решил отыскать Нильсена своими силами. Он обратился в московское детективное агентство, которое предоставило ему досье на всех сотрудников Skyguide. Виталий подписал обязательство, что не причинит никому из работников компании физического вреда. Потом Калоев признался, что на тот момент он действительно не хотел никому делать больно.

Читать еще:  Гарри кембриджский. Принц джордж кембриджский и другие юные наследники королевских престолов. Какие игрушки нравятся принцу

24 февраля 2004 года Калоев появился у дома Нильсена. Диспетчер открыл ему дверь и вышел за порог. Виталий сказал по-немецки: «Я из России» и показал фотографии своих погибших детей. Нильсен неосторожным жестом ударил по руке Калоева, и снимки упали на землю.

«В глазах у меня потемнело. Мне показалось, что это тела моих детей выкинули из гробов на землю…»

В состоянии аффекта Виталий бросился со складным ножом, длина лезвия которого всего 10 см, на Нильсена. Калоев хаотично наносил удары, всего 17, в грудь и по лицу диспетчера. Нож пробил ему сердце и лёгкие. На крики Нильсена прибежала его жена, она увидела супруга, лежащего в луже крови, а рядом с ним неизвестного бородатого мужчину с ножом. За помощью она бросилась к соседям.

«Если бы он просто извинился, ничего бы этого не было», — будет повторять Калоев на суде. Диспетчер, у которого осталось трое детей, стал последней жертвой трагедии над Боденским озером.

Экстрадиция

Российские власти, возможно, будут добиваться его выдачи — с тем, чтобы он отбывал наказание на родине.

«После вынесения приговора мы по дипломатическим каналам получим согласие Виталия Калоева и затем поставим перед швейцарской стороной вопрос о передаче его для отбывания дальнейшего наказания в России, — заявил журналистам директор департамента международного права и сотрудничества Минюста России Саак Карапетян. — Поскольку это наш гражданин, мы не будем ждать и зондируем все, что возможно, загодя».

Несмотря на то что между Россией и Швейцарией нет соглашения о передаче осужденных, это будет возможно осуществить на основании Европейской конвенции о передаче от 1983 года. Ее Россия подписала 7 апреля 2005 года, и сейчас готовятся документы о ратификации.

Но экстрадиция состоится только в том случае, если сам Виталий на нее согласится. Ему же, похоже, собственная судьба уже безразлична.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector